Харц: Кведлинбург, Тале и Дьявольская стена. Сентярь 2017

Irina Lim
8 min readNov 10, 2018

Харц — это идеальное направление для однодневной поездки из Берлина. Здесь можно бесконечно гулять по улочкам маленьких городов с богатой историей, умиляться очаровательными фахверковыми домиками, наслаждаться красотой местных пейзажей и конечно же выпить одну-другую кружку восхитительного пива!

На поездку нас вдохновила моя мама, которой хотелось увидеть старые немецкие города после недели пребывания в современном Берлине. И вот все сложилось само собой: к вечеру пятницы у нас уже была машина и план поездки! Конечно же, основной целью был маленький город Кведлинбург в земле Саксония-Анхальт, который известен своей хорошо сохранившейся фахверковой архитектурой.

До Кведлинбурга от Берлина около 210 км. До города можно добраться на автобусе flixbus.de или на поезде bahn.de, но это не так удобно. Самый ранний автобус приезжает в Кведлинбург в 12:50, а самый поздний автобус на Берлин уходит в 16:10. Зато стоит поездка туда-обратно всего 26 евро. Также можно добраться на поезде с пересадкой в Магдебурге за 3:15 и 45 евро в обе стороны.

Мы выехали утром и к 10 утра уже гуляли по городу. У нас были большие планы на день!

Кведлинбург назвают заповедником немецкого фахверка. В нем сохранилось больше 1300 старых фахверковых домов, а старый город включен в список Всеминного наследия ЮНЕСКО. Именно здесь в 919 году именно у этой скалы тогдашнему герцогу Саксонии предложили корону Восточно-Франкского королевства — государства, предшествовавшего Священной Римской империи и современной Германии. Город привлекает своей уютной средневековой атмосферой и богатой историей, о его былом могуществе очень интересно написано на Deutsche Welle.

Сам город совсем небольшой: его население составляет всего 28 тысяч жителей. Вторая мировая война пощадила город. Однако во времена ГДР город сильно обветшал, но после реконструкции и восстановления, начатых в 1994 г, снова обрел привлекательный вид и теперь притягивает тысячи туристов со всего мира, которые хотят проникнуться духом средневековой Германии. К слову, фахверк — это не стиль, а тип конструкции, который подразумевает жесткий каркас из бруса, где промежутки заделаны различными материалами (глиной, камнем или саманом).

Мы сразу начали осмотр с исторического центра города. Как только сворачиваешь в сторону центра, как будто перемещается во времени и оказываешься среди очаровательных маленьких домов из сказок.

Первой увиденной нами достопримечательностью стала евангелистическая Бенедиктинская церковь Marktkirche, расположенная за зданием ратуши. Она впервые упоминается аж в 1223 г.

Ратуша является одной из немногих в городе построек из камня. Она упоминается впервые в 1310 году. Ее возвели на пересечении двух главных торговых улиц. Особенно красочно она смотрится осенью!

Слева от портала ратуши стоит статуя рыцаря Роланда обнаженным мечом, который символизирует городскую свободу.

На рыночной площади перед ратушей был небольшой рынок, где продавали региональные продукты: разные фрукты и овощи, цветы, мясо и яйца, и конечно же различную выпечку. Мы взяли сдобную маковую косичку (Mohnzopf), и ни разу не пожалели.

Продвигаясь от площади на юг мы нашли магазин местных товаров Typisch Harz. В нем можно найти местные колбасы и сыры, попробовать разные сорта горчицы (больше всего нам понравилась медовая), а еще заказать малеькую тарелочку с региональными специалитетами (колбаска, сыр, хлеб). Ну и конечно в октябре все магазины начали уже продавать товары к рождеству, и я присмотрела самый очаровательный адвентс-календарь!

Самое известное здание в городе (Ständerbau) по адресу Wordgasse 3 было заложено в середине 14 века году, и в нем сейчас находится музей фахверка. В нем представлены элементы домов, описана технология строительства, а также показаны модели некоторых зданий. Вход в музей стоит всего 3 евро (2 со скидкой). Экспозиция небольшая, но даже просто ходить по этому старому дому и его маленьких комнатам очень необычно.

Главной достопримечательностью Квелинбурга является Замковая гора (Shlossberg), которая возвышается над городом. Замок принадлежал Генриху Птицелову — первому германскому королю из Саксонской династии. Он был похоронен в храме Св. Серватия (Stiftskirche St. Servatius) на территории замка. После своей смерти от передал земли вместе с Кведлинбургом супруге Матильде. Его сын Оттон I по просьбе матери основал на Замковой горе аббатство, во главе которого стояла аббатиса. Аббатство просуществовало еще почти 900 лет. Аббатство процветало и было одним из важнейших центров духовной и культурной жизни. С 994 года оно имело право чеканить монеты, взимать таможенные сборы и проводить рынки.

Сейчас можно подняться на территорию замка, откуда открывает чудесный вид на город. Отсюда особенно прекрасно смотрятся красные крыши домов и узкие улочки. Вход в замок и замковую церковь платный. В церкви находится сокровищница, а здание монастыря используется для экспозиции краеведческого музея.

Дорога к замку идет через красивую площадь Finkenherd, а по адресу Finkenherd 1 стоит дом, которые, по нашему мнению, является самым фотографируемым домом Кведлинбурга.

Finkenherd 1

Проголодавшись, мы решили пообедать в ресторане-пивоварне Lüdde, ведущем свою деятельность с 1876 года. Ресторан был полон, но нам удалось заполучить место у бочки. Мы взяли гуляш и картофельную пиццу и фирменное темное пиво. Картофельная пицца оказалась восхитительной на вкус и очень сытной, а пиво было выше всяких похвал с приятной карамельной ноткой. Кстати, пиво Lüdde можно купить в сети магазинов Typisch Harz.

Красивый дом

Напоследок мы решили посмотреть еще Николайкирхе, которая находится у красивой площади с фонтаном в районе Нойштадт и является в нем самой старой (1222 год). Жена пастора этой церкви Иоганна Эркслебена, Доротея Эркслебен, в 18 веке стала первой женщиной-врачом в Германии.

На входе в церковь стоят столики, за которыми можно выпить кофе и угоститься печеньем всего за 1 евро.

Еще в Кведлинбурге можно подняться на холм Мюнценберг (Münzenberg), откуда открывается живописная панорама города.

Из Кведлинбурга мы поехали к Дьявольской стене (Teufelsmauer). Это гряда из камней, сформировавшаяся во времена верхневого мелового периода на севере Харца, которая тянется на 20 км. Самые известные части “стены” имеют свои имена, например, “Mittelsteine” и “Großvater”.

Существует множество легенд о происхождении Дьявольской стены. Одна из них гласит, что Бог и Дьявол боролись за обладание Землей. Чтобы получить Харц, Дьявол должен был построить стену до того, как пропоет первый петух. Одна девушка шла до рассвета к рынку с петухом, и он пропел, когда оставалось уложить последний камень. От ярости Дьявол разрушил стену, а останки ее видны до сих пор.

Карта Дьявольской стены

Мы поехали к части стены у Weddersleben. Оставив машину на парковке, мы пошли к стене. Найти ее не так уж сложно — повсюду указатели. А по тропинке можно подойти к ней вплотную.

В 8 км от Кведлинбурга находится маленький городок Тале (Thale), появившийся здесь еще в 10 веке. Город знаменит своей природой и издавна воспевался немецкими поэтаме, а сейчас привлекает любителей хайкинга.

Тале стоит на реке Боде (Bode), которая течет между гор. Самый лучший вид на горное ущелье открывается с Hexentanzplatz на высоте 458 метров. Поднятсья на гору можно на фуникулере или пешком. Мы выбрали первый вариант. Машину мы оставили на парковке по другую сторону реки и пешком пошли к фуникулеру. Мы прошли мим множества местных развлечений: веревочного парка, аттракционов и терм.

Мы взяли билеты по тарифу SuperSpar I за 8 евро. По нему мы могли подняться вверх и спуститься, а также прокатиться на харцбобе (аттракцион с санями).

Сойдя с фуникулера, мы прошли еще немного до начала трека харцбоба. Пришлось постоять немного в очереди, прежде чем мы залезли в эти сани.

Километровый маршрут проходит по лесу с резкими поворотами, подъемами и спусками. Из всего управления только газ и тормоз. Это было захватывающе!

На вершине горы находится Колдовская танцевальная площадка (Hexentanzplatz). Это было культовым местом. Сейчас здесь можно найти бронзовые скульптуры с разной нечистью, перевернутый дом и купить сувениры на колдовскую тематику.

Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на ущелье.

В летнее время фуникулер работает до 18:00, и мы ели успели на последнюю кабинку. Спустившись в город, мы пошли на местный блошиный рынок. Там можно было найти много разных товаров от полных безделушек, до качественного фарфора и серебра.

В наших планах было еще заехать на Голубое озеро (Blauer See), но было уже поздно, а фотографии озера из интернета не обещали ничего впечатляющего. Поэтому решено было возвращаться домой. Мы получили столько впечатлений, что даже не верится, что все это произошло в один день.

Добро пожаловать в мир limpossible_travel! Только вы решаете, что для вас impossible ;-)

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!