Бельгия на Рождество: Брюссель и Брюгге

Irina Lim
13 min readNov 8, 2018

Декабрь 2016

Рождественские праздники — это отличное время, чтобы уехать в небольшое путешествие, не потратив при этом ценных дней отпуска, перевести дух после тяжелого года, да и попросту уехать из затихшего на праздники Берлина. Почему Бельгия? Очевидно! Слава RyanAir, в Брюссель самые дешевые билеты даже на Рождество! И во-вторых, Брюссель, как известно, один самых красивых рождественских городов!

Предвкушение путешествия помогло нам подняться посреди ночи, чтобы, выпив бодрящего горячего чая и проверив последний раз содержимое рюкзаков, поехать в аэропорт. И в этот раз BVG был нам не в помощь, зато очень помогли Юрины новенькие немецкие права и DriveNow. Мы быстро и с комфортом доехали до аэропорта и вышли на морозную улицу. Пришлось немного подождать открытия терминала снаружи, при этом мы промерзли чуть ли не до костей. Но дальше все прошло гладко.

Когда мы прилетели, было еще совсем темно. Полусонные, мы прошли к зданию аэропорта, желая поскорее окунуться в его гостеприимное тепло. Аэропорт Брюсселя Zaventem сравнительно большой, современный и комфортный. Все блестит и светится!

В город из аэропорта мы поехали на автобусе. Мы проезжали мимо зданий НАТО, а потом поехали мимо совсем непримечательных районов. Автобус довез нас до станции Schuman у Парка пятидесятилетия (Parc du Cinquantenaire) и высадил прямо у здания Европейской комиссии (Berlaymont building).

Здание Berlaymont

Этот район между тремя городскими парками называется Европейским кварталом. Здесь также находится здание Совета Европы и Европейский парламент. Больше всего хотелось попасть в European Voice IPC Résidence Palace на Rue de la Loi 155, но, разумеется, утром в сочельник все было закрыто.

Европейский квартал

От Европейского квартала мы поехали на метро в отель, чтобы бросить рюкзаки. Брюссельское метро нас удивило. На входе стоят турникеты, от чего совершенно отвыкаешь в Германии. А табло показывают не только время прибытия поезда, но и его местонахождение. А еще на станциях играет музыка.

Наш отель находился в километре от основных достопримечательностей. Надо заметить, что с отелем очень повезло. Нам дали большой номер с дополнительным диванчиком. Очень порадовало наличие большого количества розеток. Еще в отеле имеется небольшая гостевая кухня, в которой можно приготовить или разогреть еду, а также оставить продукты в холодильнике. Единственный минус — было очень много туристов, что увеличивало время заселения и выселения, да и шумновато было.

В отеле мы быстро перекусили прихваченной из дома едой, и пошли к Церкви Святой Екатерины 19 века, на площади перед которой раскинулась рождественская ярмарка. Город был еще совсем сонный, и работали лишь редкие магазины. Ярмарка выглядела там, будто вовсе не собиралась открываться сегодня. Мы сделали пару фото и пошли дальше к зданию Биржи.

Церковь Святой Екатерины
Рождественская ярмарка

Брюссельскую фондовую биржу основали в 1801 году по приказу Наполеона, и в 19 веке специально для биржи возвели здание в неоклассическом стиле. А от здания Биржи рукой подать до знаменитой Гран Плас!

Биржа

Гран Плас — это сердце города! Фасады зданий на площади будто соревнуются друг с другом в красоте. Два самых величественных здания — Дом короля и Ратуша. В Доме короля король никогда не жил, в прошлом здание называлось Хлебным домом, так как в нем хранились городские запасы хлеба. Сейчас в нем расположен музей Брюсселя.

Гран Плас
Дом короля

Брюссельская Ратуша — настоящий шедевр готической архитектуры, имеющая статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. За 2,5 евро можно посмотреть Ратушу и подняться на балкон, чтобы полюбоваться на весь ансамбль Гран Плас, но, увы, нам это сделать не удалось.

Ратуша

С утра площадь немноголюдна, а солнечные лучи красиво играют на золотых элементах зданий. Узкими улицами мы прошли к Писающему мальчику. Это небольшой фонтан высотой всего 61 см, спрятанный в переулках старого города. По случаю праздника он был одет в костюм Санты.

Писающий мальчик

Но самое привлекательное в этом месте — это сладкий, манящий запах вафель, продающихся рядом. Здесь, наверное, самая большая концентрация вафельных лавок в мире. Для начала мы взяли вафли с бананом и сливками и с клубникой и шоколадом. По нашим подсчетам, собирать вафлю дешевле, чем брать готовую из меню. Про бельгийские вафли даже говорить ничего не надо. Это просто ням!

Через площадь Испании мы пошли к Королевским галереям Святого Юбера (Royales Saint-Hubert Galleries).

Сама площадь ничем не примечательна. На ней стоит памятник Дон Кихоту и Санчо Панса, который мы смогли найти только на третий день. А вот Галереи впечатляют своим внешним видом. Это самый первый торговый пассаж в Еропе, заложенный еще в середине 19 века. Сейчас в нем находятся дорогие бутики, магазины шоколада и театры.

Галереи Святого Юбера

Здесь мы решили взять шоколад от именитого шоколатье Пьера Марколини. Его шоколадные бутики разбросаны по всему городу. Удовольствие это не из дешевых. Там каждая конфетка обходится в 85 центов. Мы взяли себе на пробу несколько штук.

Конфеты Pierre Marcolini

Две главные галереи разделены колоннадой на мете пересечения с улицей Rue de Bouchers — “чревом Брюсселя”. Эта улица — главное ресторанное место города. Здесь на каждом шагу тебя заманивают какими-нибудь вкусностями, отчего начинаешь себя чувствовать как в Турции. Мы проявили силу воли и не поддались уговорам ни одного из зазывал.

Но этой жу улице располагается бар Delirium, занесенный в книгу рекордов Гиннеса как место, где подают наибольшее количество сортов пива. С утра бар не работал, и мы вернулись в него на другой день. В переулке у бара спрятан маленький фонтан «Писающая девочка» (Jeanneke Pis). Эта маленькая статуя обнесена решеткой, поэтому сфотографировать ее не так просто.

Delirium

К обеду мы вернулись к рождественской ярмарке у Церкви Св. Екатерины. Она уже открылась и заполнилась людьми. По размаху, конечно, эта ярмарка сильно уступала берлинским. Мы согрелись горячим глювайном и подкрепились картошкой фри (фри как фри).

Восстановив силы и осознав, что до заселения в отель еще почти три часа, мы решили пойти на гору искусств (Mont Des Arts).

Гора искусств — это искуственно созданный холм, откуда открывается хороший вид на старый город.

Вид с Горы искусств

Здесь находятся Музей музыкальных инструментов, выделяющийся своим стилем модерн, Королевская библиотека, Дворец конгрессов, Королевский музей изящных искусств (Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique) и другие выставочные залы.

За Музеем искусств находится Церковь Богоматери на Саблоне (Église Notre-Dame du Sablon) — яркий пример пример полыхающей готики. За церковью начинается популярный район “Саблон”.

Церковь Богоматери на Саблоне
Внутри церкви Богоматери на Саблоне

От Саблона мы направились к отелю пешком. Путь наш пролегал через не самые привлекательные районы Брюсселя, открыв нам город с другой стороны — грязной, неприветливой и немного отталкивающей. Мы постарались максимально быстро пройти мимо.

Остаток дня мы провели в отеле, отогреваясь горячим чаем. Мы очень хотели выйти в город к вечеру и посмотреть на ночной Брюссель, но не смогли проснуться и встать с кровати. Ночь без сна давала о себе знать, и на всякий случай я уже поставила будильник на утро, чтобы не опоздать на поезд в Брюгге. (К девяти мы все-таки встали, поели и спланировали предстоящую поездку).

Брюгге — это очаровательный городок в 100 километрах от Брюсселя. Среди старинных городов Бельгии Брюгге сохранил до наших дней почти в неприкосновенности свой средневековый облик. Добраться до него можно на региональном поезде (про билеты ниже) за час с небольшим.

Вокзал находится рядом с Minnewaterpark, но погода не располагала к посещению парков, поэтому мы сразу пошли к центру города, проникаюсь средневековой атмосферой города.

Первой на нашем пути была Церковь Богоматери (Onze Lieve Vrouw) с кирпичной башней высотой 115,5 метров. В церкви выставляется знаменитая скульптура Мадонны с младенцем работы Микеланджело. Правда, в это время в ней проходила служба, и мы решили заглянуть туда позже.

Церковь Богоматери

От церкви мы двинулись к центру города. Достопримечательности Брюгге расположены очень компактно, и уже очень скоро мы вышли к рыночной площади у колокольни. Но это было на «сладкое», поэтому мы свернули к площади Burg.

Интересно, что на площади Бург представлены все архитектурные стили. Главное украшение площади — Ратуша города Брюгге, которая выделяется красивым фасадом XIV века и является самой старинной во Фландрии. Там же находится здание резиденции прево, старая канцелярия и Базилика Святой Крови (Heilig-Bloedbasiliek Brugge).

Ратуша
Базилика Святой Крови

Базилика состоит из верхней и нижней церквей. В верхней церкви, перестроенной в XIX веке в неоготическом стиле, хранится реликвия Святой Крови. Согласно легенде, граф Дидерик Эльзасский, возвращаясь из крестовых походов во Фландрию, получил в день Рождества Христова несколько капель Святой Крови Иисуса Христа, которые по возвращении подарил городу.

Из-за рождественской службы нам не удалось попасть в церковь, поэтому мы решили вернуться на Рыночную площадь. В прошлом здесь устраивались турниры и проводились крупные празднества. Сейчас в центре площади был залит небольшой каток, а вокруг него расположилась небольшая рождественская ярмарка.

Рыночная площадь

Здание, сразу же бросающееся в глаза — городская дозорная башня Белфорт высотой 89 метров. Именно игра ее колоколов с утра наполняла весь город прекрасной музыкой. На Белфорт можно подняться по лестнице, пройдя 366 ступеней, до смотровой площадки, но нам такой возможности не представилось.

Башня Белфорт

Брюгге называют Северной Венецией из-за большого числа каналов в городе. Вдоль них находится много романтичных и красивых уголков, иногда проплывают лебеди и уточки. Говорят, что еще нужно обязательно прокатиться по каналам на лодке, чтобы увидеть город с другой стороны, но очереди на них были довольно большие, и мы решили отказаться от этой идеи.

К тому же мы уже прилично замерзли, поэтому вернулись к площади Бург, чтобы насладиться настоящей льежской вафлей из вагончика. На этот раз у меня была вафля с пастой спекулос (вид пряного печенья), а Юра взял себе с мороженым.

Мы еще немного погуляли по центру, разглядывая в красивые витрины магазинов и наслаждаясь спокойным очарованием этого маленького города, а потом пошли отогреваться в Cafe Pick, небольшое кафе в центре.

Чем еще знаменита Бельгия? Конечно же пивом! Именно его мы и решили попробовать перед отъездом. Правда, выбор его в кафе был небольшой, но и цены в нем были не такие пугающие, как в соседних ресторанах. Мы взяли рождественский вариант любимого нами Leffe, а так же решили попробовать Tappistes Rochefort и Hoegaarden Rosee. (О дегустации всякого разного в другом посте).

В кафе было уютно и тепло, но нам нужно было спешить. Перед отъездом еще нужно было обязательно зайти в Базилику Святой Крови и попытать счастья в Церкви Богоматери.

На второй раз нам повезло, и мы без проблем попали в верхнюю церковь. Она поразила своим каким-то несвойственным для церквей уютом. За небольшое пожертвование (добровольное) мы смогли посмотреть на Кровь Христа в сосуде.

Внутри Базилики
Сосуд с кровью за стеклом

Дорога к вокзалу лежала мимо церкви Богоматери. Сейчас в ней находится музей, и для того, чтобы посмотреть на скульптуру Микеланджело и зайти внутрь, нужно купить билет. До 25 лет он стоит 3 евро, старше — 4. Мы не раздумывая купили билеты и поскорее пошли внутрь.

Скульптура стоит далеко от посетителей, хорошо разглядеть ее не представляется возможным. Но сами элементы декора церкви определенно заслуживают внимания.

Скульптура Микеланджело в церкви Богоматери

Выполнив всю программу, мы побежали на поезд. Он отправлялся в 15:08 и опаздывал на 1 минуту. У нас было меньше десяти минут, чтобы добежать до вокзала, и мы бежали изо всех сил. Так как я вообще не бегаю, в поезд я села еле живая и еще долго не могла отдышаться. Но все-таки мы успели! На обратном пути у нас даже не спрашивали билеты, что было нам на руку, так как распечатки я забыла, и у нас они были только на телефоне.

В Брюссель мы вернулись после четырех, купили на вокзале несколько бутылок пива на пробу и пошли на Rue de Bouchers поужинать. Еще в первый наш визит сюда меня привлек ресторан Chez Leon. За 16 евро мы получили огромную кастрюли мидий, фри и пиво. Юра заказ себе еще moules a l’escargot.

Chez Leon

После такого славного ужина мы купили себе плитку бельгийского шоколада и пошли к Гран Плас. Уже стемнело, и город засиял праздничными огнями, а на площади было световое шоу.

Видео-мэппинг был и на церкви Св.Екатерины, но совсем не впечатляющий.

У Писающего мальчика (он был уже без костюма) мы взяли еще одну вафлю.

Вечером мы-таки зашли в знаменитый бар Delirium. Но нам не понравилась ни атмосфера, ни завышенные цены. Поэтому мы купили еще пару сортов пива и еду на завтрак в магазине и отправились в отель отдыхать.

На следующее утро мы неспешно позавтракали, собрали веши и выселились из номера. Нас ждала еще одна достопримечательность — Атомиум. Блестящий металлом монумент представляет собой увеличенную в 165 млрд раз модель молекулы железа. Он представляет собой огромную, высотой 102 м, конструкцию, состоящую из 9 сфер, каждая из которых имеет диаметр 18 м.

Атомиум

Нам повезло с погодой, и в этот день был невероятно солнечный теплый день. Мы наделали фотографий со всех возможных ракурсов.

Недалеко от него находится интересное здание Palais des Expositions.

Palais des Expositions

После Атомиума мы решили посмотреть на До Беллоны (La Bellone). Это одно из самых красивых зданий в Брюсселе, построенное в 17 веке и спрятанное от посторонних глаз под стеклянным куполом. Оно расположено не на улице, а во дворе. Мы не сразу нашли его. Вход в него через Rue de Flandre. Осмотр бесплатный, а еще там есть туалет.

La Bellone

Мы решили еще раз сфотографировать Гран Плас в солнечную погоду, а потом прогулялись до Королевского дворца (Palais Royal de Bruxelles). Дворец был закрыт для посещений и вообще ничем не впечатлил. Позже мы узнали, что парке через дорогу есть статуя Петра.

Королевский дворец

На этом наш список достопримечательностей кончился, и мы решили пообедать. Пока мы блуждали в поисках приличного ресторана, наткнулись на Собор Святых Михаила и Гудулы (Cathédrale Saints-Michel-et-Gudule de Bruxelle), который мы были уверены, что уже видели. Это центральный собор города с двумя башнями высотой 64 м. Больше всего нас впечатлили витражи собора, подобных которым я никогда не видела. Они были прекраснее даже витражей Собора Св. Стефана в Вене! Меня поразил фантастический голубой цвет, как будто светящийся.

Собор Святых Михаила и Гудулы

На обед мы выбрали ресторан, но он закрылся на праздники. Поэтому мы пошли посмотреть на той же улице на скульптуру писающей собачки (Zinneke Pis), а затем пошли в Taverne Greenwich на ужин. Какой же там красивый интерьер! А еще у них отменные десерты!

Писающая собачка

После ужина мы закупились едой в дорогу в Lidl, забрали вещи из отеля и поехали в аэропорт. Уезжали мы так же с Schumann, и на этот раз увидели European Voice IPC Résidence Palace с ночной подсветкой.

European Voice IPC Résidence Palace

Довольные и уставшие мы сели в самолет. Полет очень короткий, и поспать толком не удалось. А когда мы вышли из самолета, нас встретил порывами сильного холодного ветра Берлин. Было сухо, но из-за страшного ветра было невероятно холодно, и мы максимально быстро, перебежками добирались до дома. А потом — родные стены, чашка горячего чая и сладкий сон до обеда.

Бельгия стала нашей самой вкусной поездкой, при воспоминании о которой сразу оживает в памяти запах свежих вафель. Именно там мы заразились праздничным настроением и смогли по-настоящему отдохнуть от будней. А еще это страна прекрасной архитектуры, где доставляет удовольствие просто гулять по улицам и смотреть на дома.

Полезная информация:

• Самая удобная offline-карта Ulmon Pro. Очень удобно наносить на нее объекты, можно добавлять из списка рекомендаций или по адресу.
  • При подготовке к путешествию я пользовалась путеводителем от Independent Travel по Брюсселю и по Брюгге от Arrival Guides. Еще рекомендую купить Красный гид.
  • О том, как добраться из аэропорта до города можно прочитать здесь.
  • В Брюсселе единая транспортная система STIB — MIVB, билеты на транспорт можно купить в автоматах GO. Про разные варианты билетов и цены здесь. Мы покупали проездной на 1 час за 2,10. На сайте можно спланировать свой маршрут и посмотреть схему транспортной сети . Есть еще официальное приложение, но оно нам не пригодилось
  • Билеты на поезд покупаются на официальном сайте http://www.belgianrail.be/jp/sncb-nmbs-routeplanner/query.exe/en. Существует несколько тарифов. Стандартная цена до Брюгге и обратно 28,60. Shopping ticket стоит 10 евро, но доступен только в некоторые дни (указаны на сайте). Weekend ticket на выходные стоит 15,20. Мы покупали GO PASS 1 для пассажиров младше 26 лет за 12 евро. Про билеты и цены здесь. Есть очень удобное официальное приложение с расписанием движения поездов.
  • Супермаркеты. Lidl самый дешевый и привычный, есть несколько в центре. Carrefour и Carrefour Express стоят на каждом углу (последний работает в выходные и праздники). Хороший выбор в AD Delhaize Anspach.

На поездку мы потратили около 380 евро.

Добро пожаловать в мир limpossible_travel! Только вы решаете, что для вас impossible ;-)

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!