Сказочная Швейцария. Май 2019

Irina Lim
19 min readMay 28, 2019

Швецария — это страна из сказки. Воображение рисует неземные пейзажи: горы, озёра, водопады и солнечные долины. Это идеальное место для побега из суетного майского Берлина за вдохновением и покоем. Карта маршрута в самом конце.

Особенно удачно сложилось, что получилось собраться в маленькое путешествие всей семьёй, хоть это было и абсоютно неожиданно и не до конца продуманно. Мы с Юрой купили билеты ещё в середине октября, а родители с сестрой решили присоединиться к нам в декабре. И получилось, что мы все купили недорогие билеты и должны были жить в милом домике в Lütschental. Должны были…

Мы забронировали квартиру на Booking, и на сайте было написано, что она вмещает 5 человек. Но, как оказалось незадолго до вылета, 5 человек — это считая хозяев. А вот если на всех нас, то цена ужасно вырастает. Нам очень повезло найти другую квартиру, которая стоила ненамного дороже, и сейчас мы уже даже очень рады, что нам достался такой прекрасный вариант!

1 мая

Мы прилетели в Базель утром. Наши рейсы вылетали с разницей в десять минут, и прилетали почти одновременно. Прямо в аэропорту мы взяли 4x4 Scoda Octavia в Europcar (€172), и оттуда направились в наш Hasliberg в горы.

Квартира уже была готова, нам оставалось только достать ключ из почтового ящика. Это был тот случай, когда в реальности апартаменты выглядят намного лучше, чем на фото. Нет, там не было сногсшибатнльного ремонта или дорогой мебели, но там было так уютно, как будто мы там жили всю жизнь. А ещё какой же там был чудесный вид с терасы!

Вид с терасы

Мы выбрали для путешествия среднюю Швейцарию, кантон Берн, знаменитый своими величественными горами и шикарными пейзажами. А что лучше всего дополняет вид на горы? Конечно же горное озеро! Два больших и красивых — озёра Тун и Бриенц. Последнее даже можно было увидеть, если пройти от дома 50 метров.

Мы быстро перекусили, бросили вещи и поехали исследовать наше первое место на карте — Беатенберг на озере Тун. Мы оставили машину на станции фуникулёра Beatenberg и оттуда неспешно стали подниматься наверх, наслаждаясь видами на горы и озеро и тёплой погодой.

Парковку зачастую можно оплатить через приложение SEPP-Parking.

Дорогая начиналась как автомобильная, но потом осталась только пешая тропа вдоль домов и коровьих пастбищ, и всю дорогу нас сопровождал звон их колокольчиков. А в одном месте нам даже попались ламы! Они лениво вылялись на травке и даже не представляли, как им повезло с видом!

Мимо нас то и дело вниз проезжали люди на велоскутерах (scooter bike). Такое забавный вид странспорта можно арендовать на станции Vorass наверху (CHF 14).

Люди на велоскутерах

Мы планировали подняться до станции Vorass зигзагом вдоль склона. Карта пеших маршрутов с официального сайта уверяла нас, что мы доберёмся за 2 часа. Но где-то на 2/3 пути вид на озеро скрылся за деревьями, а уклон стал чуть более крутым, да и время уже поджимало.

Карта маршрутов для хайкинга в Беатенберге

Порой очень сложно найти красивые виды, особенно если речь идёт о горах. В таких случаях я обычно полагаюсь на maps.me, выбирая то, что там отмечено как viewpoint. Одну из таких точек мы нашли недалеко от тропы для хайкинга. Мы оставили маму с Викой на простой тропе, а сами пошли к смотровой. К ней вёл крутой подъем козьими тропами, местами нужно было идти по снегу и перепрыгивать через грязь. Но мы поднялись наверх и…. В общем, не всегда можно полагаться на maps.me…

Вид со смотровой

Спуск вниз дался намного легче. Так как мама с Викой спустились дальше вниз, мы продолжили крутой спуск и должны были встретиться где-то у лам. Чтобы немного сэкономить время, Юра побежал вперёд, а потом вернулся за нами на последнем зигзаге на машине.

Время пролетело незаметно! К пяти часам мы спустились к набережной к Пещерам Святого Беатуса (St. Beatus Höhlen). Мы не планировали заходить внутрь, так как фотографии не обещали нам ничего, что стоило бы 18 франков. Но мы собирались полюбоваться красивым водопадом на входе, что можно сделать абсолютно бесплатно (если конечно после нескольких часов хайкинга останутся силы подняться вверх пару пролётов).

Неподалёку мы присмотрели парковку прямо у воды и спустились к озеру. Вода была холодная и поразительно прозрачная.

Между двумя озёрами находится город, который так и называется — Интерлакен (Interlaken). Но нас он привлёк не своими красотами, а супермаркетами Lidl и Aldi, где мы и закупались все дни. А вот Migros и Coop в соседнем Майрингене нас совсем не порадовали своими ценами. Поэтому мы заехали за продуктами в Интерлакен, а потом поехали к “нашему” озеру.

Швейцария не знаменита своими замками, хотя их находится здесь около 1000 штук. Только редкие из них могут потягаться с прекрасными замками Германии или Франции. На озере Бриенц есть небольшой замок Зеебург (Schloss Seeburg) в городе Изельтвальд, больше напомнающий виллу. Но как же он красиво смотрится на фоне бирюзовых вод и очертаний гор!

Городок это очень небольшой, поэтому место для парковки найти не так просто. Нам повезло занять место прямо за уезжавшей парой, и мы побежали скорее смотреть на замок и озеро. Вопреки нашим ожиданиям, по озеру не плавала сотня лебедей, зато стоял катамаран-лебедь.

Замок Зеебург

Закат мы встретили дома за свежей клубникой и бокалом вина. Кстати, одну бутылку нам подарили хозяева.

2 мая

После почти бессонной ночи и перелёта мы устроили себе поздний подъём. Но это не помешало маме выйти на прогулку в 6 утра, а мне позаниматься йогой на свежем воздухе. В 11 утра мы были уже в дороге.

У нас было очень много планов на эту поездку, но погода внесла свои коррективы. Всю неделю до вылета прогноз обещал то снег, то солнце. Первый день нас порадовал теплом, а дальше обещали сплошные дожди, что означало, что придётся отказаться от задуманных планов. Мы решили действовать по ситуации, и в последний солнечный день увидеть сказочный Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

Почему сказочный? Говорят, именно это место стало праобразом сказочного эльфийского мира в книге Дж. Толкиена “Властелин колец”. Эта живописная деревня расположена в долине посреди скал и водопадов, которых здесь насчитывается 72. Даже название в переводе с немецкого означает “Громкий фонтан”.

Ривендел из Властелина колец, источник LOTR Wiki — Fandom

Мы оставили машину на огромной крытой парковке напротив вокзала и оттуда пошли пешком по “дороге водопадов” или “Wasserweg”, как её назвали на официальной схеме.

Водопад Штауббах (Staubbachfall) находится в самом начале маршрута. Его высота 297 м., и он восьмой но высоте водопад в Европе. Близко к нему подойти было нельзя, наверное, из-за зимнего сезона, но он и издалека производит сильное впечатление.

Остальные водопады по пути уже не производили такого впечатления. А где-то на пятый водопад уже вообще начинаешь воспринимать их как что-то обыденное. Хотя очень забавно смотреть, как поток воды уносит ветром.

Дорога ведёт вдоль домов и пастбищ. Коровы — это непременное и прекрасное дополнение к пейзажу.

В регионе много сыроваен, и можно купить сыр в магазине самообслуживания прямо по дороге. Мы просто выбрали кусочек и оставили деньги в коробочке. Всё! Обед готов!

Лаутербруннен

Дойдя почти до конца деревни, мы перешли на восточную сторону реки к водопадам Труммельбах (Trümmelbachfälle). Мы шли в сторону водопадов и слышали шум, но никаких водопадов не было видно. И вот когда стали уже закрадываться подозрения, оказалось, что они в скале!

Водопады стали доступными для посещения только в начале 20 века, когда были построены тунель для фуникулёра и лестницы с иллюминацией. Его посещение стоит 11 франков. После подъёма на фуникулёре можно гулять по системе лестниц и ходов как вверх, так и вниз, чтобы увидеть все 10 водопадов.

Вниз мы уже спускались пешком, чтобы осмотреть нижние 5 водопадов. А оттуда пошли вдоль реки к парковке, так как вот-вот должен был начаться дождь.

Очень хотелось остаться в Лаутербруннене подольше, чтобы полазить по горам, добраться до Венгена (Wengen), откуда обещают шикарный вид на долину, да и просто погулять в поисках видов. Но не в этот раз, решили мы и поехали в сторону Майрингена.

Сначала нам пришло в голову посетить Райхенбахский водопад (Reichenbachfall), тот самый, где трагически погиб Шерлок Холмс. Обычно к нему поднимаются на фуникулёре (CHF 12) от Майрингена, но в блоге Елены Казанцевой я прочитала, что можно также спуститься, оставив машину на парковке гостевого дома Zwirgi.

Когда мы подъехали к парковке, лил сильный дождь. Идея спускаться вниз в такую погоду уже не казалась разумной. Да и на парковке нам не разрешили встать, добавив, что водопад ещё не работает. Мы так и не поняли, что значит “не работает” в отношении водопада, но на ходу перекроили планы и поехали к ущелью Ааре (Aareschlucht).

Мы приехали за полчаса до закрытия, но нас всё равно пустили. В нашей квартире нам подарили туристическую карту, по которой у нас была небольшая скидка на посещение ущелья с 9 франков. Нас попросили вернуться, когда мы дойдём до середины, так как ущелье длиной 1400 метров, и нам нужно было выйти до закрытия.

Ущелье достигает 200 метров в глубину, а в самой узкой точке не шире одного метра. По нему стремительно проносится зеленовато-голубая вода, а в центре находится небольшой водопад.

На середине мы развернулись у приоткрытой двери, которая просила вернуться к началу. На выходе всё было уже закрыто, а дождь продолжал накрапывать. Мы съездили на продуктами в Интерлакен, на этот раз взяз швейцарского вина на пробу, а оттуда поехали домой.

Как, вы не слышали про швейцарское вино? А ведь в Швейцарии производят ежегодно около 100 млн литров вина, а виноградники занимают 0,4% территории. Но дело в том, что не более 1% всего вина идёт на экспорт, главным образов в Германию. Поэтому в Швейцарии обязательно нужно попробовать местное вино! Про некоторые мы написали здесь. Плюс в том, что в недорогих супермаркетах можно найти достойное вино за 10 евро.

3 мая

Небо заволокли облака, за которыми не видно было горы. Весь наш регион погрузился в молочную облачность, что срывало наши планы поехать в горы кататься на орле-глайдере, пройтись вдоль скалы и подняться наверх.

Весь вечер и всё утро я следила за облаками и тучами на Ventusky и смотрела на вид с камер на горах, в которые мы собирались. Но в лучшую сторону ничего не менялось. Лишь к обеду обещали небольшой проблеск в районе Гриндельвальда.

Наши планы:

* Тобогган (Pfingstegg Rodelbahn)

Цена: CHF 5.5

Работает с 4 мая. Необходимо подняться на канатной дороге из Гриндельвальда до Pfingstegg (стоимость подъёма 18 франков, туда-обратно 28 франков).

Вебкамера

* First glider или Орёл

Цена: CHF 29

Работает с 24 ноября 2018 до 27 октября 2019. Необходимо подняться на канатной дороге до станции Schreckfeld.

Вебкамера

* First Cliff Walk by Tissot

Прогулка бесплатная

Необходимо подняться до станции First (CHF 60 за подъём и спуск). Промежуточная станция Schreckfeld, откуда запускают орла.

Было решено — едем смотреть озёра, потому что над ними маленький просвет без облаков.

Первым делом мы поехали к Блаузее (Blausee). Это озеро как аквамарин, обрамлённый в прекрасный альпийский лес. Его вода кристально чистая, и стволы и камни, лежащие на глубине 12 метров под водой, выглядят, как будто они совсем близко к поверхности.

Есть легенда, что на месте озера умерла безутешная девушка, которая оплакивала своего погибшего возлюбленного. По легенде цвет озера соответствует цвету её глаз. В 1998 году на дно озеру установили скульптуру девушки.

Мы уже видили что-то подобное в Баден-Вюртембурге, когда посещали Блаутопф, и не думали, что озеро нас так впечатлит. Немецкий вариант сильно проигрывает: он меньше по размеру (это не озеро, а ручей), вокруг него ограждение, и окружает его не прекрасный лес, а толпа туристов. А на Блаузее нас даже покатали на лодочке (бесплатно), с которой можно наблюдать за форелью.

Блаутопф, Германия

Вокруг озера очень красивая природа!

Мы также хотели съездить к озеру Эшинен (Oeschinensee), на фотографиях оно выглядит просто волшебно. Но добраться до него можно только на канатке (CHF 26 туда-обратно). Мы решили, что это дороговато. Зато у нас был запасной вариант…

Мы поехали в Сен-Леонар смотреть на подземное озеро (Lac souterrain de Saint-Léonard)! Навигатор очень расслабляет, и мы привыкли ему доверять, но я смотрела на карту, и там НЕ БЫЛО ДОРОГИ! Что? Как?

Мы доехали до Kandersteg, когда навигатор нам выдал “Пересядьте на поезд”. Сначала решили, что это ошибка… Потом увидили своими глазами: поезд для автомобилей! Да-да, мы заехали на поезд, который провёз нас по туннелю через горы!

Проезд нам стоил 29 франков, но если покупать по интернету заранее, то цена CHF 25. Дополнительная информация есть на официальном сайте. Главное не забыть в дороге закрыть окна и не иметь клаустрофобии.

На другой стороне было так солнечно и тепло! Повсюду виноградники и французский язык. Как будто это был совсем другой день и другая страна. Мы купили входные билеты (CHF 10) и стали ждать начала нашего тура снаружи на солнышке.

Это озеро является самым крупным подземным озером в Европе и находится в кантоне Valais в долине Рейна. Оно образовалось благодаря удачному сочетаниию водорастворимого гипса (потолок) и каменноугольных стен. В кристально чистой воде, температура которой 11 градусов, плавает форель, она служит индикатором чистоты воды.

В прогулке на лодке по озеру есть что-то мистическое. Освещение удачно обыгрывает цвета и формы, отражения на воде создают чарующие картины.

После прогулки на лодочке мы быстро перекусили на парковке и стали думать, куда ехать дальше. Ответ пришёл сам собой: дорога до дома лежала через города Vevey и Montreux на восточном берегу Женевского озера. Туда-то мы и отправились.

Пока я глазами искала Шильонский замок (Château de Chillon), мы проехали съезд на Монтрё. Поэтому пришлось оставить его позади.

В Веве мы оставили машину на парковке в центре города и пошли гулять. Город оказался очень милым, но совсем небольшим. Его главная ценность — это вид на озеро.

Ещё город знаменит тем, что в нём находится штаб-квартира Nestle. А на набережной можно найти музей еды Alimentarium, который в честь своего 10-летия установил в озере 10-метровую вилку, ставшую неофициальным символом города.

В Веве провёл свои последние годы и умер Чарли Чаплин, которому на набережной установлен памятник.

Из Веве до дома мы добирались через пробки: видимо, в пятницу вечером все решили поехать подальше от городов. Но, несмотря на это, мы даже успели заехать в магазин до закрытия.

На ужин мы приготовили фондю и дегустировали очередное вино.

4 мая

Больше всего в поездках мы любим встречать рассветы. На утро обещали немного ясного неба над нашим озером, и мы решили во что бы то ни стало встретить рассвет на набережной.

Мы выехали в 5, прихватив с собой горячий чай и фрукты на завтрак. На набережной было пусто, лишь утки плавали по озеру. Облака немного расступались в некоторых местах, обнажая горы.

Красочного рассвета мы не увидили, но зато сполна насладились спокойствием и умиротворённой красотой Бриенского озера.

Мы хотели купить несколько свежих круассанов, и поехали в пекарню Pain Paillasse. На парковке мы увидели, как вершина горы слегка окрасилась рассветным солнцем.

В этой пекарне можно купить меренги — десерт из взбитых и запечённых яичных белков с сахаром и сливками, больше знакомый нам как “безе”. Родиной швейцарских меренг является город Meiringen на озере Бриенц.

Мы ещё немного отдохнули дома, позавтракали и снова стали мониторить погоду.

Увы, нас ждало разочарование. Весь Гриндельвальд утопал в облаке. Звонок на станцию тобоггана подтвердил, что он закрыт на зимний сезон. Вебкамеры показывали лишь молочную пелену.

Зато у нас было достаточно ясно и сухо, поэтому мы все вместе поехали на набережную, где мы только что встречали рассвет. Вода при солнечном свете стала ярко-синего цвета, а солнце слепило глаза.

Думая над тем, чем заняться сегодня, я вспомнила о водопадах Гисбах (Giesbachfälle) на озере Бриенц. Одноимённая река берёт начало в горах и перед впадением в озеро образует каскад из 13 водопадов общей высотой 400 метров. Машину мы оставили на парковке (обязательно иметь мелочь), и пошли пешком к водопаду.

Особенностью водопада является мост, который позволяет зайти за водопад.

Рядом расположен Grandhotel Giessbach, с терасы которого открывается шикарный вид на озеро и водопад.

Из отеля разъезжались гости с какого-то мероприятия, а мы неспешно осматривали его территорию. Подняться к водопаду можно и с озера на фуникулёре.

4 мая был первый день работы Райхенбахского водопада. Мы уже знали, что нам надо на фуникулёр, который поднял нас до смотровой площадки (CHF 12).

Водопад очень мощный и высокий. На скале белой звёздочкой обозначено место падения Шерлока (хоть это и странно, ведь это вымышленный персонаж).

От смотровой можно подняться вверх, а оттуда спуститься по другому склону. Мы не стали подниматься до конца.

Вид сверху

На водопаде мы осознали, что живём напротив него. Но он такой сравнительно небольшой, что его едва видно с нашей горы.

Желая ещё больше насладиться местной природой, мы решили поехать к озеру Steinsee, дорога к которому была утыкана смотровыми площадками на карте maps.me. Но дорога оказалась закрыта на зиму, и нам пришлось вернуться.

Мы всё же решили попытать счастья и поехали в Гриндельвальд. У нас закончился интернет, и мы понятия не имели, какая погода стоит там. В городе оказалось достаточно ясно, но верхушки гор прятались в облаках. Мы зашли в инфо-центр, узнали о работе орла, но на хороший вид расчитывать не приходилось.

Мы решили просто пройтись по городу, заглядывая в сувернирные лавки. Было достаточно оживлённо, повсюду гуляли туристы, а рестораны заманивали красивыми видами. Но цены… В Швейцарии надо быть готов отдать от 15 евро за самый просто салат. А многие заведения просто не работали — не сезон.

Мы дошли до станций канатных дорог, обошли вокруг церкви, прошли мимо кладбища. Там мы потерялись, но потом снова нашлись и пошли назад к машине, потому что смотреть в Гриндельвальде больше было нечего.

Зато какой красивый вид на горы открывался с любого угла!

На выезде из города нас привлекла смотровая площадка на maps.me. Когда мы туда подъехали, уже вовсю лил дождь. Мы с Юрой решительно выскочили из машины и пошли туда. С возвышенности открывался красивый вид на долину.

К машине мы уже бежали, но всё равно промокли насквозь.

Вечером в Хаслиберге, где мы жили, выпал снег. Такой красивый снег крупными хлопьями, и всё накрылось легким снежным одеялом.

5 мая

Последний день. Так не хотелось уезжать из этого прекрасного места!

С утра мы собрали вещи и даже попытались вспихнуть с собой все запасы еды, которые не успели доесть. Часть её всё же пришлось оставить.

Последний день мы собирались провести в Люцерне — одном из самых красивых городов Швейцарии. В дополнение мы хотели подняться на Bürgenstock, а оттуда прокатиться на самом высоком наружном лифте Hammetschwand. Но утром вебкамера с горы показывала, что никаких видов нам не светит. Да и лифт мог не работать.

Поэтому мы направились прямиком в Люцерн и провели там почти весь день. Это небольшой город со своим шармом. В воскресенье ничего не работало, но было много туристов. Люцерн не влюбляет в себя с первого взгляда своей роскошной архитектурой, как Вена, и не поражает уникальностью Амстердама. Но в нем как-то уютно, близко, и хочется гулять по одним и тем же улицам и разглядывать детали.

Символом Люцерна считается Часовенный мост (Kapellbrücke). Его длина составляет около 204 метров, а сам крытый деревянный мост был построен в 1333 году и признан одним из старейших в Европе.

У реки находится Иезуитская церковь (Jesuitenkirche) с красивой внутренней отделкой.

Jesuitenkirche

Но главная точка притяжения всех туристов — шоколадный магазин Läderach, где можно купить шоколад на любой вкус.

Ценным памятником архитектуры Люцерна является крепостная стена (Museggmauer), которая некогда служила фортификационным укреплением. Сейчас сохранилось 13 башен, в некоторые из которых можно подняться. А от Zytturm до Luegislandturm можно пройти по стене.

Погода была переменчивая: то выглядывало солнышко, то моросил дождь, но температура не поднималась выше 6 градусов. Когда мы было собирались подняться на Männliturm с видом на город, начался сильный дождь, который перешёл в град. Глядя на буйство непогоды, мы даже обрадовались, что не стали подниматься на Bürgenstock. Зато после снова светило солнце.

Männliturm

Мы вышли у реки, и оттуда снова пошли в центр города.

По дороге мы снова зашли в магазин шоколада докупить подарков. Даже заглянули в магазин-кафе Bachmann, в основном чтобы погреться, хотя часть семьи даже съела джелато.

Bachmann

По дороге мы ещё зашли в McDonald’s, чтобы попробовать гамбургер из швейцарской говядины и погреться. Гамбургер на вкус оказался самым обычным, хоть и стоил 2,5 франка.

В Люцерне есть скульптура под названием “Умирающий лев” (Löwendenkmal). Высеченный в скале лев, раненный копьем, служит памяти событий 1792 года, когда швейцарские гвардейцы отдали свою жизнь, до последнего защищая Короля Людовика XVI.

К парковке мы шли по другому деревянному мосту — Мельничному (Spreuerbrücke), который моложе Часовенного и не украшен картинами.

В аэропорт Базеля мы приехали задолго до рейса, поэтому сделали очередную попытку избаться от запасов еды в кафетерии, смазав горло чашечкой свежего кофе.

На выходе на посадку оказалось, что по нашему тарифу мы имеем только по одному месту багажа на каждого, а за всё сверх нормы придется платить по 60 евро. В панике мы быстро перепаковали багаж, оставив лишь одну лишнюю сумку. В этот момент мы жутко радовались, что нас пропустили на рейс из Берлина со всеми баулами. Даже еду удалось захватить с собой в салон!

Бюджет (на 5 человек/ 5 дней)

• авиабилеты — 217 €
  • продукты — 220 €
  • Всего 1345 €

Карта маршрута

Карта в формате kmz. Карты немного отличаются.

Места, которые мы хотели бы посетить

Посещение моста бесплатно, подъём на гору стоит 92 франка.

• Furkapass

Закрыта на зиму

• Jungfraujoch с ледовым дворцом и видом на снежные горы

Очень дорогой подъём

Работает с 25 мая по 20 октября. 32 евро туда-обратно

• Aletsch Glacier — самый большой ледник в Альпах
  • Rhone Glacier

Работает с июня до второй половины октября

• Hängebrücke Fürgangen

Дорога к нему закрыта на зимний период, но есть объездной маршрут

• Fräkigaudi Rodelbahn

Цена 8 франков / 6 детский. Необходимо подняться на гору Пилатус до станции Fräkmüntegg (билет туда-обратно 40 франков)

Посещение бассейна и сауны — 90 CHF

Посещение от 23 франков

Другие спа с видом

Аккаунты Instagram для вдохновения

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!