Путешествие по Швейцарским Альпам на машине

Июнь 2021

Irina Lim
19 min readJul 9, 2021

Поездка на четыре дня в центральную Швейцарию на машине из Берлина, за которые мы увидели самый большой ледник в Европе, шикарные озёра и величественные горы, водопады и самые красивые горные дороги.

9 июня (четверг)

Дорога из Берлина заняла у нас около 12 часов. Швейцария встретила проливным дождём: видно было лишь фары машин перед тобой и, если повезёт, габаритные огни. Но Юра легко преодолел это препятствие на пути, и к семи вечера мы уже звонили в наш дом.

В этот раз нам повезло найти квартиру в центре от всех мест, что мы хотели посмотреть, да и цена была у неё вполне демократичная. Мы остановились в Stapfenweg 5 Kehrlis в Innertkirchen (322 €), что в 15 минутах езды от озера Бриенц. Квартира была просторной, со всем необходимым, и пусть не со свежим ремонтом, но очень чистой и опрятной. А встретили нас очень приятные хозяева, которые жили в нижней части дома. Правда, на месте оказалось, что мы должны ещё заплатить туристический налог в размере 5 евро с человека за ночь.

Дождь лил весь вечер, и мы ограничились осмотром гор с нашего балкона.

10 июня (пятница)

Планирование отпуска в горах обычно приходится осуществлять с учётом дождя, который в любой день может подпортить планы. Планирование отпуска в Швейцарии нужно осуществлять с учётом того, что многие дороги ещё будут закрыты.

Например, закрытой оставалась Sustenpass — живописная дорога, соединяющая кантоны Ури и Берн и проходящая на высоте 2220 метров. Она закрыта с ноября по июнь, а в этом году дату её открытия неумолимо двигали всё дальше от дат нашего отпуска. (Проверить статус дорог можно на сайте).

Зато тщательное изучение Google Maps показало, что если доехать до места её закрытия, то оттуда можно пешком дойти до самых красивых видов.

На утро мы запланировали хайк до Triftbrücke — подвесного моста у ледника. Хайк должен был занять всего три часа, а виды грозили сравниться по красоте даже с австрийским мостом у Olpererhütte.

Triftbrücke. Photo Schweiz Tourismus

Мы приехали к станции фуникулёра, где нас со всей простотой и добродушием встретила табличка “Закрыто до 19 июня”. Утро, первый день отпуска, настрой у нас ещё был боевой. На этой волне оптимизма мы решили спросить maps.me, что будет, если подниматься из долины, а не от верхней станции. Ответ был откровенным: он открыто говорил нам, что мы умрём где-то по пути.

Тогда мы приступили к осуществлению второй части плана — Sustenpass! Решили ехать до самого шлагбаума. Виды нам открывались фантастически! Снег начинал сходить, яркая зелень переливалась на солнце, со всех сторон нас обступали горы.

На машине нам удалось заехать даже дальше, чем мы надеялись. Мы оставили машину у поворота на Steingletscher. Чуть выше дорога была уже перекрыта. Затянув шнурки потуже и плотно намазавшись солнцезащитным кремом, мы отправились покорять Альпы.

Только мы отошли от дороги, как на нашем пути появилась преграда в виде сурков, шныряющих между камней. Их особенно было заметно, когда она перебегали по белому снегу от одного каменного островка к другому. Пришлось сделать длинный перерыв на фото-охоту.

Сурок

Разобравшись с прекрасным животным миром, мы попытались разобраться с миром указателей, и выяснили, что идём не туда. Нам всего-то нужно было пройти немного по снегу и подняться на нужную тропу. Ерунда!

С полными снега ботинками мы поднялись на уровень выше. Оттуда путь наверх уже можно было даже увидеть. Особенно хорошо был виден водопад, через который нам нужно было бы как-то перелезать, и залежи снега, под которыми скрывалась наша тропа. Мы оставить попытки во имя сурков, которые бы точно не выдержали моих криков от промокших ботинок.

Вернулись на исходную позицию, и уже даже слышали, как сурки за камнями посмеиваются над нами. Но мы так легко не сдаёмся! Мы нашли на карте озеро и решили пойти к нему.

Дорога была асфальтирована, а вдоль неё выроста стена снега. При желании (и меньшей жадности) можно было бы заплатить 5 евро и проехать по этой дороге до конца. Мы же решили героически страдать под палящим солнцем, пытаясь затащить вверх тушку человека, ведущего сидячий образ жизни.

И вот, стена снега расступается и открывает нашему взору… белое пятно. Пятно оказалось озером с голубой каймой воды. Сурки бы и тут посмеялись над нами, но им хватило ума промолчать, а то в этой белой глуши мы бы на них быстро направили фоторужьё.

Steinsee

На обратном пути мы сделали все положенные остановки на фото, примерно через каждые 300 метров, хотя после увиденного наверху виды уже не так впечатляли. А на солнце мы даже с теплотой вспоминали двухметровые сугробы и снежные шапки.

К счастью для нас, поблизости всегда оставались классические туристические развлечения. И так мы решили поехать в Лаутербруннен — долину водопадов и падающих от красоты в обморок туристов. Но так как классический круг по долине мы уже совершили два года назад, сейчас решили подняться выше в Венген (Wengen).

На станции мы купили билеты в один конец (12,5 € за двоих) и до отправления даже успели сбегать в магазин за холодным местным пивом (1,05 €). До Венгена мы доехали минут за десять, но времени, чтобы привыкнуть к людному туристическому центру, нам понадобилось намного больше.

Как только мы сошли с поездами, то в просвет между домами увидели красивый вид на долину. Это место было настолько популярно, что здесь дома росли поверх других домов, и если год назад у тебя был вид, то в этом году, вероятно, его закроет чей-то ещё “дом с видом”. А ещё эта деревня является car-free, и люди с чемоданами расползаются по улицам в поисках своих отелей.

Мы выбрали себе на карте пару мест с видом и побежали туда. Дорога лежала мимо уютных домов, и из-за них иногда выглядывали величественные снежные горы. Там, где заканчивались постройки, в тени деревьев стояло несколько скамеек с красивым видом на Лутербруннен и водопад Штауббах (Staubbachfall).

Чуть поодаль на карте мы нашли ещё одну смотровую. По дороге нам встретилось несколько коз, а две даже стояли как стражи у дороги. Я осторожно прошла мимо. Животные внимательно следили за мной. Через 200 метров я поняла, что потеряла Юру, и пришлось идти мимо бдительного козла второй раз. Когда мы проходили вдвоём, страж уже совсем потерял к нам интерес.

Оказалось, что со смотровой смотреть не на что. Пришлось идти назад, и козы, привычные к сумасшедшим туристам, даже не посмотрели в нашу сторону.

Вниз решили идти пешком. В голову даже забредали идеи дойти до водопада Труммельбах (Trümmelbachfälle) и спуститься там, но всё же её припекло не настолько сильно, поэтому мы разумно отказались от этой идеи.

Зато дорога вниз шла мимо лугов, на которых лениво развалились коровы, полян цветов и тенистых деревьев. Нам даже встретились старый фуникулёр и ещё один вид на долину.

По возвращении в Лаутербруннен мы всё-таки ощутили усталость от пройденных за день километров, хоть и не пошли в гору, как планировали. Оттого было радостнее посидеть на скамейке и вытянуть ноги.

От парковки (4,59 €) мы поехали в уже хорошо знакомый нам по прошлой поездке Aldi в Интерлакене. С полной продуктов машиной мы вернулись в нашу деревню на ужин.

Вечер прогулялись до реки Aare, которая находилась напротив нашего дома. Рядом было даже некое подобие песочного пляжа, хотя температура и скорость воды явно не предполагали здесь беззаботное купание.

река Aare

11 июня (суббота)

Если вы считаете, что являетесь очень невозмутимым человеком, то попробуйте поспать в маленькой комнате с десятком мух. Невозмутимость (и непробудность) испаряются, как только мухи осваиваются настолько, что начинают лезть тебе в ноздри.

Вот и вся магия, что нужна, чтобы проснуться в пять утра. Конечно, можно ещё сделать зарядку: взять в руки полотенце или газету и сделать несколько резких прицельных выпадов, для эффективности упражнение повторить на другую руку. Дополнить дыхательными упражнениями в виде беззвучного мата и рычания. После — шавасана с головой под одеялом.

Если вам повезло, то вы проспите хотя бы до 7. В 7 проснётся другая муха, которая пойдёт на кухню и будет там греметь посудой и чайником. Проблема в том, что её уже бить нельзя.

И если у вас ещё остались силы после утренних упражнений, то самое время отправляться в хайк к озеру Oeschinen (Oeschinensee). Подъём начинается у станции фуникулёра в Kandersteg и занимает приблизительно 1:20. Кольцевой маршрут можно найти на AllTrails.

Хоть мы и проснулись рано, на место приехали только к десяти утра. На парковке уже было довольно много машин, но к нашему счастью, большинство людей шло на подъёмник. Мы же запрыгнули в ботинки и двинулись в путь.

Дорога началась с большой стройки, чем немного сбила нас с толку и с маршрута, но уже через 200 метров мы вышли на тропу вдоль реки. А оттуда нам открылся красивый вид на горы и водопады.

Подъём был не сложным, но наша скорость падала пропорционально возрастанию температуры. Помогала быстрее продвигаться вперёд маячащая впереди перспектива выпить холодного пива с видом на озеро.

Когда мы поднялись, оказалось, что ресторан ещё закрыт. А к моменту, когда мы дошли до другого ресторана, пива уже расхотелось. Да и какое там пиво, когда вокруг такая красота!

Нам не очень повезло со временем, и солнце светило прямо в глаз, не давая сделать чёткие фотографии гор. Но вид всё равно был прекрасный. Особенно радовало, что те немногие люди, что были наверху, разбежались по разным углам, и можно было насладиться уединением.

Насладиться, но не долго, так как уже через пять минут пришла в голову идея сходить на другую сторону к водопаду. И вот мы уже пролезаем через кусты и снова куда-то бежим. И вот мы уже у первого водопада, позади которого можно пройти.

Особо терпеливые люди, или блогеры, или особо терпеливые блогеры вставали в очередь, чтобы сфотографироваться на фоне водопада и озера. Я готова была стоять рядом с водопадом ради освежающих брызг.

Дорога до второго водопада лежала вдоль берега. Там мы устроили небольшой привал и перекусили, а потом покормили подоспевших уточек. И вот поверхность озера улеглась, отражая в себе горы.

После отдыха ноги уже что-то отказывались ходить: то ли солнце разморило, то ли виды такие сногсшибательные. Когда по пути к дальнему водопаду нужно было переходить через ручей и прыгать по камням, мы решили вернуться.

Дальний водопад

К тому моменту людей стало уже значительно больше. Даже больше, чем может поместиться на террасе ресторана под зонтиком. Пришлось занять столик на солнцепёке и охлаждаться пивом (6,50 CHF).

Вниз мы тоже решили спускаться сами. Тем более у нас ещё была великая цель — тобогган, который находился прямо у верхней станции подъёмника. Если вам не жалко 40 франков на человека на подъёмник в обе стороны, то до озера, как оказалось, можно дойти всего за 10 минут.

По пути я купила билеты на тобогган (6 CHF за поездку), чтобы не стоять в очереди, который и так не оказалось. И после короткого инструктажа (рычаг на себя — это тормоз), мы уже пустились по горным серпантинам вниз.

Тоббоган

Выйдя с тобоггана, мы ещё раз подумали о стоимости фуникулёра, и устало побрели вниз по уже другой тропе для разнообразия. В этот раз дорога лежала через деревья, поля и мимо безразличных к нам коров.

За время спуска нам пришлось два раза продлить парковку, и мы пришли как раз вовремя (8 €). Кстати, в Швейцарии удобнее всего оплачивать парковку через приложение (EasyPark, SEPP), особенно если вы ещё не успели обменять евро на франки.

В этот раз за продуктами мы решили заехать в Aldi в Spiez, который находится в торговом центре. Оттуда мы поехали в Iseltwald, чтобы пообедать на озере с красивым видом.

Следуя знакам, мы не поехали в центр деревни, как в прошлый раз, а оставили машину на въезде. Пришлось 10 минут прогуляться вниз к озеру. Там нас уже ждали лебеди, которые не прочь были разделить со мной обед.

Iseltwald

В отличие от классического швейцарского озера, на этом плавали не только лебеди и дорогие лодки, но и люди. Тут и там виднелись люди на SUP самых разных возрастов. А пара уток собирала веточки и несла их в своё гнездо на припаркованной лодке. Мда, с недвижимостью в Швейцарии и правда сложно.

Вечером мы хотели полноценно отдохнуть. Но у нас было ещё незаконченное дело — мухи! В этот раз мы решили действовать превентивно: закрыли все окна и стали выслеживать и уничтожать их одно за другой. Кто ж знал, что мухи нас перехитрят и мы вновь встретимся с ними в те же пять утра.

12 июня (воскресенье)

Накануне вечером наконец-то открыли Grimselpass — одну из самых красивых дорог, которая связывает кантоны Берн и Вале. Мы особенно надеялись на это открытие, так как планировали посетить ледник Алеч (Aletschgletscher). Поэтому у нас была повышенная мотивация встать пораньше.

Утром был такой мягкий свет, и от видов просто захватывало дыхание. Но мы старались не делать остановок, чтобы поскорее попасть на ледник. И как же прекрасны были эти снежные горы, водохранилища и озёра!

Ледник Алетч является самым большим ледником в Альпах протяжённостью около 24 км. Те, кто покрепче и повыносливее, могут смело отправляться в хайк до ледника из долины. Особо сильные телом и духом могут даже спуститься к нему и прогуляться среди ледяных пород. Слабенькие и с деньгами могут воспользоваться помощью фуникулёра. Остальные наслаждаются видом на ледник с Google Maps.

Мы отнесли себя к предпоследней группе, хотя до этого прокрутили миллион вариантов, как бы заехать на машине повыше, а остальную часть пути преодолеть пешком. Но нам хотелось и вид получше, и ценник поменьше. В результате решили всё-таки разориться на билет от Betten Talstation до Bettmerhorn с промежуточной остановкой в Bettmeralp (90 € за двоих).

Bettmeralp оказалась очень симпатичной деревней с шикарным видом на горы. Вокруг ухоженные домики, ресторанчики и атмосфера расслабленности и порядка. Беспорядок начинается только у тебя в голове, когда пытаешься из нескольких фуникулёров найти нужный тебе.

Bettmeralp

Подъём на самый верх не занял долго. А вот виды вокруг совершенно изменились. Теперь можно было увидеть гряду гор перед собой, из которых безошибочно узнавался Маттерхорн, а где-то за облаками пряталась вершина Монблан. Ну и по каким-то из этих пиков проходит граница в Италией.

Когда оказываешься на самом верху, то как будто попадаешь из жаркого лета в снежное царство зимы. С той лишь разницей, что там относительно тепло. Тропинка ведёт тебя к смотровым площадкам, а по дороге ты видишь скамейки, заваленные снегом.

Зато какой вид на ледник! В Bettmerhorn он делает лёгкий изгиб, как будто покачивает бедром, заигрывая с фотографами.

Не хватало только внизу чего-то, что помогло бы осознать масштаб. Чего-то, что показало бы, что эти неровности на снегу — это каньоны изо льда.

Смотровых площадок всего две, поэтому мы стали создавать их себе сами. По традиции забрались на камушек повыше, где головы туристов не загораживают виды, и наслаждались пейзажем.

По дороге назад заглянули ещё на противоположную сторону станции и обнаружили там хороший вид на горы. И туннель, который, судя по надписям, предназначался для опытных горнолыжников.

Когда мы спустились к парковке (3,68 €), наша машина напоминала больше разогретый духовой шкаф. И хоть кондиционер и работал на максимум, он больше напоминал вентилятор, а на нас уже начинала появляться хрустящая золотистая корочка.

На обратном пути сделали ещё одну остановку у подвесного моста GOMS (Hängebrücke Fürgangen — Mühlebach). Мост висит над кронами деревьев, между которыми бурным потоком закипает река.

Хотя мост и покачивался при каждом шаге, приступов боязни высоты замечено не было. Зато во мне проснулась боязнь, что телефон выскользнет из рук (а такое уже бывало).

До конца мы решили не идти. Зато Юра решил сделать пару упражнений на бицепсы и начал раскачивать мост. Завершили мы эту короткую прогулку танцем жареных утят на мосту.

После солнечной долины было даже радостно снова оказаться в царстве льда и снега на Grimselpass. В этот раз мы ехали со всеми полагающимися остановками, чтобы сделать фото и впитать в себя немного красоты. И прохладного воздуха.

Вид на Grimselpass

Людей днём было уже намного больше. Примечательно, что многие из них останавливались на дороге, чтобы сфотографировать свою машину или мотоцикл. И Юра решил от них не отставать.

После ужина мы совершили ещё одну вылазку в горы. Очень нам хотелось встретить закат или рассвет. Мы были реалистами, и реально оценили наши шансы встать до 5 утра, поэтому тем же вечером поехали снова на Sustenpass.

Ехали до самого конца (5 €), пока не закончится дорога. Свет уже понемного становился оранжевым. И тут и там подкрашивал горы. Мы проехали уже знакомое Steinsee и доехали до конца до парковки Umpol. Но так как виды нам там не очень понравились, решено было вернуться к озеру.

Закат в этот вечер был скромным, хоть свет и поиграл немного со снежными склонами. Юра фотографировал, а я пыталась найти хоть одного сурка. Очень сложно, надо признать, отыскать животное, которое спит 70% своей жизни.

По дороге вниз мы ещё наблюдали нежное небо и рисовали себе в голове картинки того, какие магические здесь могут быть рассветы.

Нам очень часто попадалась табличка о продаже сыра. Мы надеялись, что всё будет так же просто, как в Лаутербрюннене: положил деньги в коробку, взял сыр. Так мы решили остановиться у магазина. Хозяйка заметила нас и пошла встречать, несмотря на поздний час. Она открыла лавку, и Юра выбрали нам два кусочка отменного швейцарского сыра (17 €).

13 июня (воскресенье)

пишет Yury Kozyrev

Утро последнего полного дня начиналось странно: восхитительные места мы уже проехали, и оставались либо совсем отдалённые, либо не очень интересные.

Лучшим вариантом из средних казался Gotthard Pass — перевал, который связывает кантон Ури с Тичино. Эти географические названия означают, что это дорога, которая связывает центральную Швейцарию с итальянской южной. Причин посетить его было несколько, и идея перекусить пиццей на юге не была одной из них. Вот они:

• он открыт, в отличие от более близких к нас Susten и Furka;
  • на горных перевалах красиво;
  • кантон зовут почти как меня;
  • кажется, именно там снимали эпизод The Grand Tour в Швейцарии.

Последняя причина, очевидно, была для меня самой главной. В декабре 2017 года вышел второй сезон The Grand Tour и первую серию (Past, Present, or Future) снимали на каком-то горном перевале в Швейцарии. Я был совершенно поражен природой, дорогой и качеством картинки, и помню, что очень долго искал совпадения кадров со съёмки с панорамами на Google Maps. Тогда я знал, что это должно находиться недалеко от Люцерна, так же я идентифицировал кадр в дороге рядом с городом Wassen.

Дальнейшее расследование забуксовало, и завершилось тем, что я добавил себе в список все 4 перевала, которые есть в этом регионе (Susten, Furka, Oberalp, Gotthard) с твердым намерением из когда-то проехать по ним.

Спустя более трёх лет при подготовке этой поездки были подняты архивы, а также интернет успел обогатиться новой информацией: кто-то из съёмочной команды рассказал в каком-то интервью, что для них открыли Gotthard Pass на 15 минут раньше и у них было очень мало времени, чтобы снять кадры на пустой дороге. Все указывало в сторону Gotthard.

Это легендарный перевал с красивой высокогорной зелёной долиной и достаточно плоской заснеженной верхней частью. Он существует чуть ли не со времён римской империи и используется активно с 13 века. Он упоминался в литературе и становился местом съёмок. Горный массив San Gotthard упоминался в книге 12 стульев, которую мы послушали в этой поездке.

Расстояние по прямой от нашей деревни на перевала было примерно 50 км, но прямая дорога в Швейцарии бывает разве что до булочной в соседнем доме. Сейчас же, в июле, когда уже открыты все перевалы, добраться из нашей деревни до Gotthard можно тремя способами:

• через Furkapass, 70 км и 1:20
  • через Sustenpass, 65 км и 1:20
  • по автобану, 130 км 1:40

А тогда, из-за закрытых Furka и Susten, оставался и вовсе только один автобанный вариант.

Дорога была достаточно плоской и скучной. Интересно стало при приближении к перевалу: появилась куча указателей со словом Gotthard, но показывали они в разные места. Оказалось, что проехать в Тичино можно тремя способами:

• подземный автобан
  • надземный перевал
  • Tremola — старая часть надземной дороги, сделанная из брусчатки.

Оказавшись в горной долине, я всё больше чувствовал, что это именно то место, где снимали The Grand Tour, и это было очень приятное чувство от соприкосновения в реальности с чем-то, что видел на экране и долго искал. Я уже стал жалеть, что не нашел 20 минут днём ранее освежить воспоминания о серии, чтобы снять идентичные кадры.

Хоть дорога и была красивая, после того как мы перевалились через гору два раза и проехали по дороге из брусчатки и асфальтовой версии, хотелось остановиться и погулять. В одном месте из окна машины мы видели сурка и надеялись найти его родственников в верхней части. Но там дул ледяной ветер, и, очевидно, сдувал всех сурков в теплую и ленивую итальянскую сторону, поэтому нам не удалось никого найти.

Так же успешно провалилась идея сходить в маленький хайк на плотину: начало дороги было видно, но через 10 минут она оставалась только на карте, а её физическая версия пропадала под покровом снега. Мы проехали ещё пару километров, прогулялись у маленького озера и поехали назад в тепло. Оказалось, что наслаждаться этим местом очень удобно из машины, а вот гулять тут как-то совсем неудобно.

Наверняка, многие слышали странную историю, что Суворов переваливал с армией через Альпы, когда шёл из Италии после боевых действий во Франции. оказалось, что Gotthard Pass — именно то место, где он это делал. На тот момент подземный автобан ещё не даже не планировался, поэтому он с пушками и военными лошадьми шел по заснеженным дорогам, очевидно, проявляя чудеса менеджмента, чтобы убедить вооруженных и не очень довольных условиями людей катить военную технику в горы и не ворчать.

Перевалив через самую высокую и, казалось бы, самую сложную часть, они сменили робкую радость разочарованием: впереди появились их недавние враги, французская армия, и на Teufelsbrücke у них произошёл бой.

У Teufelsbrücke
Teufelsbrücke

Впервые услышав об этой истории, я подумал, что мост назвали дьявольским именно после этой досадной ситуации. Но нет. Он там был построен еще в 16 веке, а Швейцарский поход Суворова был в 1799 году. Суть похода заключалась в попытке России в коалиции с Австро Венгрией освободить от французов гельветическую республику. По итогу, французов не изгнали, хоть и изрядно пошатали режим, потеряли всю артиллерию, кучу людей. Зато привели в Россию 1500 пленных французов.

Около этого моста сейчас стоит выдолбленный в скале мемориал Суворову в благодарность от Швейцарцев. Мне кажется, примерно с этого времени, с этого времени берут начало хорошие отношения России и Швейцарии, примерно с тех пор появляется много упоминаний того, как люди искусства и политики охотно ездили в эту страну гор, озёр и лебедей.

Не так давно павшим французским воинам на этом месте тоже поставили небольшую табличку, потому что стоит уважать обе стороны конфликта, чтобы его не раздувать. Что-что, а договариваться и дружить со всеми Швейцарцы и их политический менеджмент уже несколько столетий хорошо умеет.

Это место мне показалось миниатюрой Швейцарии: там были серпантины, водопад с радугой, виадук, горный поезд, туннель, горы и антигравитационная коза на них. Коду мы заметили, когда устроили пикник в специально оборудованном для этого месте у дороги.

К тому моменту прошло полдня и мы начали снова думать, чем себя занять. Я даже нашел дорогу сурков, но она была в двух часах езды с не дешёвым туннелем, где ты едешь на машине на поезде.

Мы отправились домой, потому что лучших идей не приходило. Однако по дороге посетила замечательная мысль: поплавать в горном озере. Я специально взял плавки в поездку, чтобы искупаться в чем-то ледяном и прозрачном, и кандидатов было достаточно. Но короткий горизонт планирования и временные рамки не давали возможности проверить все ближайшие озера на температуру, наличие пляжей и парковок. Поэтому было решено поехать на наше любимое Brienzersee: я уже знал, где там парковаться, и был уверен, что видел нечто похожее на пляж.

И предчувствие не подвело, мы отлично поплавали с местными, озеро оказалось не ледяным, а вполне приятным, хоть дольше 15 минут едва ли можно было в нем провести без риска отморозить ногу.

Ближе к закату мы поехали в деревню, где жили 2 года назад, чтобы взглянуть на неё глазами туриста. Это оказалась недешевая и очень приличная деревня с хорошими домиками и я даже не узнал трассу шале, где мы жили — настолько дорогим и недоступным она казалась сейчас.
Одно дело, когда ты знаешь, что нужно заехать за автобусный гараж и там будет твое парковочное место, вот твои ключи, вот твоя терраса. И совсем другое, когда ты запарковался на платной общей парковке, 20 минут шел по общественной тропинке и боишься всех знаков, чтобы не нарушить какое-то местное правило.

Мы любовались видами, записали пару смешных видео и отправились в наш дом гонять вредных мух. В последние дни они развлекались тем, что в 5 утра садились нам на носы, уши и глаза, хотя в первый день даже на пятку садились с опаской.

С твердым решением перебить всех и спать спокойно, мы ехали по извилистым дорожкам, а я настойчиво отказывался использовать навигатор. Было особенно приятно осознавать, что можешь ездить по этим местам как по своему району в Берлине и хотелось на как можно дольше растянуть это чувство, что в этих горах ты как дома.

14 июня (понедельник)

Прощаться с этим прекрасным местом было тяжело. Вдвойне тяжело — прощаться в семь утра. Мы тихо загрузили вещи в машину и поехали.

Но у нас было ещё одно невыполненное дело — круассан. В памяти ещё свежи были хрустящая корочка и тепло круассанов, купленных два года назад у озера. Поэтому было решено сделать остановку у булочной в Майрингене.

И хоть это была не та самая булочная, завтрак всё равно удался! На такой калорийной бомбе мы ещё доехали до границы.

В этот раз пришлось контролировать навигацию в машине: а то вдруг на паром заведёт. Так мы поехали через Цюрих, а не Боденское озеро.

Дорога назад заняла у нас также около 12 часов. А вот горы на горизонте исчезли ещё у Люцерна…

Бюджет на двоих (5 ночей)

• апартаменты —321,78 €+ 40 CHF
  • всего потратили 980 €

Карта маршрута

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!