Большое путешествие по Марокко (самостоятельно)

Irina Lim
48 min readFeb 3, 2019

Январь 2019

15 дней, 15 городов и 3300 км в самой солнечной и красочной стране. Предлагаем вам рассказ о нашей поездке по маршруту с посещением всех основных достопримечательностей.
Карта и бюджет поездки в конце.

30 декабря. Марракеш

Накануне вечером в процессе сбора чемоданов и подготовки всех деталей Юра меня спрашивает:

— Из какого аэропорта мы вылетаем?

— Шонефельд, — не задумываясь отвечаю я. Ведь RyanAir всегда вылетает из Шонефельда.

И вот мы приезжаем в аэропорт, ждем несколько минут, когда он откроется, бежим к сканеру посадочных талонов, а он ошарашивает нас сообщением, что это не тот аэропорт!

Полтора часа до вылета. Мы бежим в машину, закидываем багаж и по автобану как можно быстрее сквозь тьму и дождь мчим в Тегель на другой конец Берлина. Каким-то чудом добираемся за полчаса, но застреваем в очереди в аэропорту с другими опаздывающими. К счастью всё прошли относительно быстро, но чувство страха и напряжение не отпускали, пока не сели в самолёт. Да, RyanAir почти всегда вылетает из Шонефельда…

Мы прилетели в Марракеш утром и отстояли самую длинную очередь на паспортный контроль. Симкарты купили прямо в аэропорту (15 €). Выбрали inwi просто потому, что там не было очереди. Евро мы планировали снять в банкомате в Берлине, но с нашими пробежками было не до этого, а дирхамы хотели получить в аэропорту. Отстояли еще одну огромную очередь к банкомату, который пригрозил комиссией. Нашли другой банкомат и наконец получили заветные дирхамы! Ещё прошли контроль на выход (да-да, такой тоже бывает).

И вот мы вышли из аэропорта в марроканское тепло! Зима, холод и рождество остались где-то в параллельной реальности: здесь пальмы и солнце! Мы сели на комфортабельный автобус до города (60 MAD) и стали изучать Марракеш из окна.

Первое, что бросается в глаза — это рыжевато-красные стены домов и оранжевая земля. Оказалось, что до центральной площади Jemaa el-Fnaa ехать совсем недалеко. И сойдя с автобуса, мы сразу окунулись в колорит марроканской жизни: куча людей, конные повозки и едкий запах навоза, зелень, яркое солнце, звуки музыки, крики, гудки машин. Все это внезапно обрушивается на нас и оглушает на какое-то время. Юрино лицо как бы говорит “Ordnung muss sein!”, что означает призыв к порядку.

Jemaa el-Fnaa и мечеть Кутубия

— И так нам жить две недели, — не то шутливо, не то испуганно говорю я. Я все это уже видела девять лет назад в Индии.

Мы прошли через площадь, полную продавцов, артистов и просто зевак, пытаясь отыскать глазами нужный поворот. Все норовят продать что-то, предложить такси или просто помощь. Мы все игнорируем.

Наш риад оказался всего в 200 метрах от Jemaa el-Fnaa вглубь по узкой торговой улочке. Там оказалось на удивление тихо и спокойно, маленький оазис в центре города. Мы получили просторную комнату на втором этаже и сразу прилегли отдохнуть и подкрепиться.

Собравшись с духом, мы снова вышли на улицы Марракеша и отправились на центральную площадь. Глаз невольно цепляется за всё, и тут тебе сразу начинают это “всё” продавать. Мы пошли на север, осматривая товары: яркие тажины и тарелки, всевозможные магнитики и сувениры, разноцветные тапочки и костюмы. И куча туристов вокруг.

По дороге местный молодой парнишка нам рекомендует сходить на фестиваль. Мы, не скованные планами, отправляемся, куда он указал. Туристов становится меньше и меньше, сувениры сменяются уличной едой.

— Куда вы идёте? На фестиваль? Я вам помогу! Я живу рядом, я вас провожу! — с энтузиазмом обещает молодой парень, встретивший нас по пути. — Вы выглядите очень милыми, а мне нужно практиковать английский.

Мы пошли за ним. Он нас отвёл к дубильням, куда раз в год приезжают берберы с гор для выделки и продажи кожи. Встретивший нас бербер предложил нам мяту и на ломанном английском объяснил процесс выделки кожи. До сих пор используются только натуральные материалы: кожа вымачивается в голубином помёте и красится шафраном, маком, кобальтом, хной, куркумой и т.д. Он хотел ещё что-то показать, но появилась полиция и увела его, а за ними пошёл и наш проводник.

Дубильня

Мы постояли немного, незнакомый мужчина посоветовал нам передать что-то для этого мужчины, и я уже было начала отсчитывать центы в кармане, но снова появился наш “гид” и потащил нас в магазин кожи. Мы послушали рассказ продавца про ковры, которые не боятся огня, присмотрели тапочки. Размера не оказалось, и гид потащил нас на крытый рынок, хоть мы и пытались уже отвязаться от него. Мы безумпешно пытались сбить цену с 300 до 100 дирхам и поспешили убраться оттуда.

Огнеупорный ковёр

Уже на полпути нас нагнал наш проводник и стал требовать деньги в пользу организации берберов или кого уж там (его английский было сложно понять). По 100 дирхам с человека! Мы попытались отделаться от него, но у него появился “поддакиватель”. Юра достал из кошелька сотню, но тот, увидев пачку денег, требовал больше. Кое-как отвязались от него.

Обратно шли подавленные. Больше из-за своей наивности, чем из-за денег. Так вот кто такие хэлперы, о которых предупреждали в интернете!

Решив, что уже достаточно осмотрели рынок и площадь, мы пошли к Дворцу Бахия (Palais Bahia) или Дворцу красавицы. Это когда-то был роскошный дворец, но потом его разграбили, и осталось только затейливое украшение стен и потолков и внутренние сады.

Внутренний двор дворца
Потрясающая резьба

На обратном пути взяли по стакану гранатового сока, за который удалось даже сторговаться (30 MAD). Еще взяли самосу с рыбой, но за стеклянной лапшой рыба и не чувствовалась.

Мы вернулись в наш риад и решили немного передохнуть. Юра уснул, а я отправилась читать на террасу. Город выглядел намного приятнее сверху. К закату я разбудила Юру, и мы пошли на площадь. Там царило оживление: повсюду светились огни зажжённых ламп, сидели заклинателей змей, предлагали фото с обезъянками, продавали фруктовые соки и сладости, а в тесном кругу люди пытались накинуть кольцо на бутылки.

На террасе отеля
Центральная площадь вечером

На ужин мы пошли в Café Des Épices. После немецких цен нам казалось, что там всё было чуть ли не даром. Юра взял себе тажин из ягненка с сезонными овощами, а я заказала традиционный суп харира (harira), который делают с нутом, чечевицей и вермишелью (115 MAD). И конечно же мы взяли мятный чай! Тажин был восхитителен, мясо просто таяло во рту, но овощей мы так и нашли — видимо был не овощной сезон.

Ужин в Café Des Épices

Так как мы очень устали, то надеялись хорошо отоспаться, чтобы на следующий день таки проникнуться этой страной.

31 декабря. Марракеш

Утром нас разбудил муэдзин с мечети прямо у нашего риада, которого 21 век снарядил громкоговорителем. Выспаться так и не удалось.

На утро решено было идти в главную достопримечательность Марракеша — сад Мажорель (Jardin Majorelle). Мы неспешно позавтракали в отеле, и кратко обменялись впечатлениями с ребятами с Украины.

До сада мы решили поехать на автобусе (8 MAD), вооружившись Google Maps. На вход уже выстроилась приличная очередь, и мы скоротали время ожидания, делясь впечатлениями в Instagram.

Наконец мы попали внутрь сада (105 MAD)! Его создавал художник Жак Мажорель в течение 40 лет, сделав из него настоящий ботанический сад с архитектурными элементами насыщенного синего цвета. На входе нас встретила бамбуковая роща и помахали руками двухметровые кактусы. Пока все толпились вокруг синего дома, в котором расположился музей берберской культуры, мы пошли знакомиться с садом.

Стена музея берберской культуры
Лестница музея

Больше всего запомнились цветок банана, миниатюрные гранаты и то, что было представлено много видов апельсинов и мандаринов, но на вид они все были одинаковые. Ещё мы издалека посмотрели на музей Ив Сен-Лорана и зашли в его магазин, но с такими ценами вещи в нём страшно было даже трогать.

Банан
Музей Ив Сен-Лорана

Мы нашли на карте супермаркет, который оказался магазином напитков. Цены на алкоголь были в разы выше привычных нам, а никакой еды кроме чипсов и печенья там не было.

Мы пришли на автобусную остановку и стали ждать атобуса, который не особо торопился. Снова оказавшись в медине (старой части города), мы решили осмотреть Мечеть Кутубия, которая является крупнейшей в Марракеше, но вход немусульманам в неё запрещён.

Мечеть Кутубия

У стен мечети мы взяли запечённую кукурузу (10 MAD), и пошли искать парковку, на которую нам обещали пригнать машину на следующий день. Найти удалось со второй попытки, хотя указания были очень неясные.

К вечеру мы пошли в Секретный сад (Le Jardin Secret) —80 MAD, где нам предстояла миссия “Новый год”. Сад оказался небольшим, но очень уютным. Мы заказали в кафе панини с овощами, к которому подали самую вкусную по Юриному мнению картошку фри. Мы стали говотовиться к миссии. Когда людей стало значительно меньше, мы выбрали самое фотогеничное место и приготовили шарики.

Итальянцы помогли нам сделать праздничное фото, после чего мы предложили им сфотографироваться с нашими буквами. Потом сфотографироваться попросили немцы, а за ними ещё кто-то, и ещё. Можно было открывать бизнес! Когда почти все ушли, мы сделали желаемый снимок со штатива и бросились скорее сдувать шарики, пока нас не выгнали.

Когда мы вернулись в отель, до праздничного ужина оставалось ещеё много времени. Я занималась йогой, Юра работал. Потом мы позвонили моим родителям, у которых подготовка шла уже полным ходом. Там мы и провели с ними половину праздника.

Последний закат 2018

Мы заказали новогодний ужин только на одного, решив, что я смогу заказать что-то из меню. В ресторане уже сидело три компании, но атмосфера была как в любой другой вечер. Я попыталась заказать кускус, но официант меня отговорил, так как его очень долго готовить. И тут нам стали приносить еду: салат из чечевицы, салат со свёклой и картошкой, который по вкусу очень напомнил винегрет, суп харира на двоих, который в этот раз отличался в лучшую сторону, оливки и маслины. Закуски мы осилили лишь наполовину, спрятав другую часть в контейнер. Тогда стали подавать основные блюда: тажин из ягненка с инжиром и грецкими орехами, тажин из курицы с миндалём и овощной тажин. Мы были в шоке. Когда мне прислали меню, я подумала, что надо будет выбрать из этих трех блюд, как это обычно бывает. А тут…

Три тажина

Съесть всё это конечно же не удалось, и тажины тоже отправились в контейнер. Когда подали десерт, мы уже не могли даже думать о еде. Нам принесли пастилу (тонкое жаренное тесто) со сливочным кремом и тыквенный мусс с кардамоном. Из любопытства мы поковырялили и то, и другое, но больше налегали на чай.

Пастила со сливочным кремом

В полночь всех гостей собрали в ресторане и налили по бокалу шампанского. Было весело! Зажгли бенгальские огни, запустили несколько конфетти, и вот уже было ощущение праздника! Самый необычный новый год в жизни!

Юра расплатился за ужин (500 MAD), и мы отправились спать, так как утром нам было уже уезжать. Правда отсутствие звукоизоляции и бурно празднующие соседи не сильно способствовали крепкому сну. Может, чай тоже был тому виной.

1 января. Айт-Бен-Хадду

Когда в 7 утра мы обнаружили, что оба не спим, то посмотрели видео про Малевича, собрали вещи и пошли на террасу встречать рассвет. Персонал еще только убирал ресторан и сервировал завтрак. Повсюду были раскиданы остатки вчерашнего праздника. Юра есть совсем не хотел, а я усердно собирала бутерброды в дорогу со стола. Я всё ждала так мне полюбившийся апельсиновый сок, но его так и не принесли.

Утро после нового года

Марракеш просыпается поздно, и утром почти всё было еще закрыто. Нам нужно было заплатить депозит за машину, и мы пошли к банкомату. Машину привезли к обещанной парковке: новенький Renault Clio. Из-за путаницы с изменениями нашего заказа они привезли нам коробку-автомат, а депозит и вовсе не пригодился. Перед отправлением нам дали два совета: соблюдать скоростной режим и не водить ночью. Понаблюдав за хаотичным траффиком в Марракеше, мы уже были уверены, что без инцидентов не обойдётся. Юра сохранял убийственное хладнокровие, а я усиленно крутила головой по сторонам. Неспешно мы доехали до заправки, а оттуда уже без особых усилий выехали из города.

Мы направлялись в Айт-Бен-Хадду (Aït Benhaddou)— крепости 11 века. Дорога лежала через Атласские горы, и Google обещал, что 185 км мы будем ехать 3 часа 40 минут. Всему виной ремонт на дороге, который прерывался лишь на коротких участках.

К отелю мы подъзжали странной дорогой мимо маленького рынка, где нас не хотели пропускать, пока мы не сказали куда едем. Мы остановились в Chez Brahim — довольно большом риаде с собственным рестораном, удачным расположением и шикарным видом на ксар (крепость) с террасы. Номер был небольшой и прохладный, но там стояли красивые лампы в форме ксара. Мы наскоро перекусили и пошли осматривать крепость на другой стороне реки.

Перейти реку можно было по мешкам или по мосту, который был в километре от нас. Указатель говорил, что к крепости, которая была слева, надо идти направо. Парни у полуразрушенных ворот крепости кричали, что вход там, но мы уже не верили таким помощникам, и напрвились по указателю. Он привел нас к большому холму, откуда открывался замечательный вид на крепость, расположившуюся на склоне холма, у подножия которого раскинулся оазис финиковых пальм.

Айт-Бен-Хадду образовался на пути караванов из Марракеша в Тимбукту. Все здания построены из красной необожжённой глины и выстроены по принципу террас.

Ксар служил декорациями для многих фильмов, среди которых “Иисус из Назарета” и “Лоуренс Аравийский”. Возникает ощущение, что время здесь остановилось, хотя антены на домах разрушают эту иллюзию.

Юнкай, “Игра престолов”

От холма дорога вела наверх к самой вершине ксара, где находится невзрачное хранилище для зерна. Мы стали спускаться вниз, стараясь заглядывать в каждую улочку. Наше внимание привлекла касба — большое четырехугольное здание с башнями по углам, предназначенное для знатных семей. Нам предложили посетить касбу за 10 дирхам с человека. Очень интересно было гулять по маленьким комнатам с невысокими потолками и представлять, что так кто-то жил.

В касбе

На выходе обнаружилось, что войти и правда можно было через разрушенные ворота. Реку мы перешли уже с другой стороны по камням, хоть и было страшно соскользнуть и промочить ноги.

По пути к риаду мы решили поехать в Варзазат (Ouarzazate), чтобы посетить касбу Таурирт (Taourirt). Варзазат больше знаменит киностудией Atlas, где снимали множество фильмов и сериалов. До города ехать всего полчаса, и мы запрыгнули в машину.

Maps.me на выезде из города увёл нас с главной дороги на грунтовку, откуда мы каким-то чудом пересекли реку. Всё казалось, что вот-вот грунтовка закончится. Так мы проехали мимо ещё одного старого города, жители которого не так были избалованы туристами и радостно махали нам. Потом люди и дома исчезли вовсе, а грунтовка превратилась в дорогу из булыжников посреди степи. Со скоростью 15–20 км/ч не было никаких шансов доехать до Варзазата до темноты. Да что там! Выехать бы просто на дорогу!

Закат в степи

В степи стояла звенящая тишина. Из живности нам попалось только стадо овец и одна собака. Юра даже с каким-то собинским задором пробирался по каменистой дороге, и через 15 км и кучу непристойных ругательств мы таки выехали на дорогу. Конечно, ни в какой Варзазат мы не поехали, а направились сразу в риад, где еще застали закат.

Ужин мы заказали в риаде (200 MAD), попросив вегетарианский. В 19:30 мы спустили в зал, где уже сидели другие постояльцы. Нам принесли омлет с томатами в тажине, овощной тажин, фрукты и марроканские сладости на десерт. Омлет заслужил особой похвалы от Юры, а я поковыряла из него томаты. Фрукты отправились в контейнер, дополнив те, что мы купили на мини-рынке у риада вечером.

Берберский омлет

Ночью было очень холодно, а в старом здании риада не было отопления, но были толстые одеяла. Горячей воды тоже не было: из крана текла холодная и не такая холодная вода, что было особенно печально, ведь мы были все в красном песке. Помывшись кое-как и поскорее забравшись под одеяла, мы уснули.

2 января. Ущелье Дадес, ущелье Тодра и Мерзуга

Встали мы еще затемно, за окном не было видно ни зги. Мы попросили подать завтрак в шесть, и хозяин любезно согласился. Тихо-тихо мы собрали вещи и спустились вниз на завтрак, который нам тут же принесли. Два сладких йогурта, сливочный сыр, джемы и много хлеба.

Выезжали мы ещё в темноте, точно зная, что нам ни в коем случае не нужно сворачивать с дороги. На небе ярко светили звёзды и месяц, лежаший на боку, а не привычный нам буквой “С”.

В Варзазате мы все же решили взглянуть на касбу и подъехали к ней. По внешнему виду она выглядела менее интересной, чем Айт-Бен-Хадду, и мы решили, что ничего не потеряли.

Мы направлялись в ущелье Дадес (Dadès Gorges). Рассвет мы встретили уже в пути. Всю дорогу мы любовались на горы, и как солнце постепенно меняет их цвет. Машин почти не было. В небольших городах мы видели, как школьники с рюкзаками за спиной шли в школу, или ехали туда на велосипедах, засунув руки в карманы от холода. И как мароканцам удаётся ездить на велосипеде без рук?

В Высоком Атласе протекает небольшая река Дадес, которая за долгие годы создала ущелье, высота которого в некоторых местах достигает 500 м. Посреди пустынного пейзажа из-за реки тут и там мелькают небольшие поселения и целые города, а в низинах пышно растут пальмы.

Нашей целью была живописная извилистая дорога в 20 км от Boumalne Dades по дороге R704. Юра с лёгкостью преодолел череду поворотов на 180 градусов, и мы оказались у смотровой площадки. В ущелье дул сильный холодный ветер, и нас хватило только на то, чтобы сделать несколько фотографий, прежде чем снова запрыгнуть в машину.

Дальше в планах у нас было посетить ущелье Тодра (Todgha Gorge), более живописное и поэтому более популярное у туристов. Туда часто приезжают для трекинга или катания на велосипедах. На подъезде к Тингиру мы обратили внимание на полностью симметричный и по виду заброшенный район, назначение которого осталось неизвестным.

От Тингира до ущелья ехать всего 15 км. Мы ехали в самую живописную часть ущелья, где ширина достигает 10–30 метров, а высота 160 м. На въезде мы заплатили 5 дирхам и встали на парковке. Людей в ущелье было немало, несмотря на холодный ветер.

Стоя между высоких почти отвесных скал сразу ощущаешь всю мощь природы. Река, сотворившая это чуда посреди гор, была совсем небольшой, но ее течение было быстрым. Именно в ней Юра и искупал одну ногу, пока мы прыгали по камням в поисках наилушчего вида.

Под пронизывающим ветром долго гулять мы не смогли, поэтому провели в ущелье не больше получаса. Конечно, было бы еще очень интересно посмотреть на ущелье сверху.

По дороге нам попадалось еще несколько смотровых площадок, но мы решили там не останавливаться. Нам больше хотелось посмотреть на заброшенный древний город над оазисом недалеко от Ait Seguenouny. Стены города буквально сливались по цвету с горами. Дорога от Варзазата в сторону Тодры и дальше (а некоторые источники называют немного другие отрезки) называется дорогой 1000 касб. Она проходит по пути караванов в пустыню, и вдоль нее постоянно можно найти древние города.

От ущелья Тодра мы поехали в Мерзугу, где нас ожидала ночь в пустыне. Дорога была скучная, вокруг только степь и изредка холмы. Чувстовалось, что приближается пустыня.

Всю дорогу мы развлекали себя музыкой. Под конец на горизонте стали виднется ярко-оранжевые горы. Пустыня! Хотя совсем не верилось, что барханы могут быть такими высокими.

Недалеко от Мерзуги maps.me опять предательски завёл нас в тесную улицу, которая оказалась тупиком, и пришлось применить всё мастерство, чтобы оттуда выехать. А к нашему месту встречи нужно было ехать по гравийной дороге, что нас сначала немного смутило, но Юра сразу же вошёл во вкус — ерунда после вчерашнего вечера!

В интернете можно найти множество вариантов посетить пустыню в Марокко: прогулка на верблюдах на закате или рассвете, поездка на квадрациклах, короткие туры, ночёвки и даже лагерь класса люкс, где можно было остановиться за 115 евро. Мы выбрали ночёвку в бюджетном Desert Berber Fire-Camp за 36 евро, чтобы можно было встретить закат и рассвет. В стоимость было включено катание на верблюдах до или от лагеря и завтрак.

Проблема была в том, что отправление от риада в городе до лагеря групповое, и нам нужно было приехать где-то к 15:00. Мы договорились, что приедем в 16:00. Когда мы подъехали, на парковке риада уже стояло несколько машин, и около 10 человек собирали вещи и ожидали отправления. Нас угостили мятным чаем, который показался невероятно вкусным после долгой дороги. В лагерь разрешалось взять только рюкзак, поэтому быстро перепаковали вещи, захватив всё самое тёплое, и стали ждать.

На заднем дворе покорно ожидали верблюды. На них отправили первую группу, а мы поехали на джипе прямо по рыжему песку Сахары. Меня с двумя чехами посадили в кузов, и мы крепко держались руками и ногами, чтобы не улететь головой в песок. На одном из подъемов машина всё же застряла, и пришлось спускать колёса, чтобы ехать дальше.

Лагерь находился недалеко от риада и был очень хорошо оборудован. В нём были раковины, два туалета, солнечная батарея и розетка, большие шатры-палатки, качели и общая зона. Нам достался угловой шатёр.

Все люди сразу куда-то разбрелись. Чешская семья взяла сноуборды, на которых дети катались с барханов. Юра же залез на ближайший бархан к столу (и мобильному интернету) работать.

Лагерь в пустыне
Наш шатёр

Мы перекусили батончиками, и пошли покарять самую высокую дюну в зоне видимости (почему-то мы везде умудряемся найти, куда забраться). Оказалось, что подниматься по песку очень сложно! Да и обувь у нас была не самая подходящая: с дырочками у Юры и красивая у меня. Я почти сразу разулась.

Меня не отпускало ощущение, что всё это — декорации. С одной стороны было видно город, а с другой — только оранжевый песок. В голове никак не укладывалось, что эта пустыня простирается дальше на многие километры.

Мы наделали всевозможных фото, все извалялись в песке и встретили закат, на который приползли посмотреть наши соседи по лагерю. К вечеру стало резко холодать, и песок уже был как лёд.

Ужин (100 MAD с человека) подавали в отдельном шатре, откуда уже давно шёл приятный запах. Нам подали знакомый суп харира, который опять отличался на вкус от предыдущих, холодную закуску из овощей с рисом и тажин с курицей. На десерт принесли много нарезанных фруктов.

Мы сидели напротив пары из Гамбурга. Сначала пытались говорить с ними на немецком, но потом из милосердия к ним и для собственного комфорта переключились на английский. Они нам дали ценный совет не смотреть на товар или человека дольше пяти секунд, если не собираешься покупать, и посоветовали сходить в хаммам.

После ужина берберы развели большой костёр и стали играть и петь. У костра было приятно тепло, а музыка отличалась силой и энергичностью. Потом они стали предлагать инструменты нам, показывали, как на них играть. Юре досталась каркабу — эдакие ударные тарелочки на руку.

Каркабу

К концу вечера начался беспорядок: французы пытались заказывать музыку, берберы хотели спеть что-то с испанцами на испанском или с немцами на немецком, а почти все инструменты оказались у тех, кто не умел на них играть.

Мы сбежали от потухающего костра, чтобы посмотреть на звёзды с ближайшего бархана (того, что со столом). Облака рассеялись, обнажив тысячи сверкающих звёзд над нашими головами! Можно было невооружённым глазом увидеть Млечный путь!

Чуть позже к нам присоединились немцы, которые нас удивили тем, что их новый беззеркальный Nikon снимал звёзды лучше Юриного старого фотика. Задумались… Я попыталась сделать несколько фото на телефон в ночном режиме. Слишком умный телефон думал, что Млечный путь — это шумы.

Фото звёздоного неба с телефона

Ночью в пустыне ооооооочень холодно! Мы вскоре стали спускаться в лагерь по дороге, вдоль которой зажгли свечи. Спали мы в термобелье под четырьмя тяжелыми одеялами. Слышно было как за “стенкой” перешёептывались соседи, но нам это не мешало, и мы быстро уснули, пытаясь осознать, что мы спим с пустыне!

3 января

Мы проснулись в 8 утра, чтобы встретить рассвет, и как раз в это время стали поднимать весь лагерь. Я вышла с зубной шёткой и пастой, но вода в кранах замёрзла за ночь. Хорошо хоть туалеты продолжали функционировать.

Рассвет был в 8:25, но солнце вставало за дюнами, а нам было слишком холодно и лень лезть наверх. Мы довольстовались видами с нашего среднего бархана.

Обратно мы должны были ехать на верблюдах. Лагерь собирался очень долго, и наша надежда выехать в 9 быстро умерла. В результате мы выезжали самые последние с двумя ребятами из Воронежа, приехавшими поздно вечером (им пришлось доплатить за поздний приезд).

Верблюды были плотно привязаны друг к другу, а впереди его вёл один из организаторов. Держаться руками за ледяные ручки было невозможно, и Юра дал мне свой носок. Солнце ещё не грело. Из-за постоянных подъемов и спусков нас сильно трясло, поэтому не было возможности сделать нормальное фото, не свалившись с верблюда.

Минут через 40 мы вернулись в лагерь. Там уже накрыли завтрак. Мы сели на солнышке, чтобы отогреться, и налили побольше горячего кофе. Позавтракали мы особенно плотно: нам предстояла семичасовая дорога до Феса. Завтрак был прекрасный! Часть мы завернули с собой.

Поскольку откладывать отъезд уже было нельзя, мы заплатили и стали собираться. На горячий душ времени уже не было, но мы хоть успели почистить зубы. Так и поехали в Фес с песком в волосах.

Выехали мы в 11 часов. Ехать нам было долго, и мы стали слушать “Защиту Лужина” Набокова. Дорога снова лежала через горы, но они были не такие высокие, и мы проехали достаточно легко. Из машины видели водохранилище.

Когда мы перехали через горы, пейзаж сильно изменился: вокруг было зелено, повсюду деревья. Да и архитектура сменилась: вместо оранжевых глиняных домиков белые современные строения. Недалеко от Azrou мы проезжали через парк обезьян (Rassemblement naturel des singes). Вдоль дороги мы видели много берберских обезьян или магот, которые часто подходят к парковкам и остановившимся машинам.

Фото John Widmer, 2014, Roaming around the World

Еще по пути нам попался лес, где было очень много собак. Они не обращали внимания на машины, а были заняты какими-то своими делами.

Когда мы приехали в Фес, мы были в шоке от интенсивности движения. Для простоты решили въезжать по автобану (3 MAD). Наш риад был на самом краю медины, и мы оставили машину на ближайшей большой парковке. Нам сразу же стали предлагать отели, но у нас уже была бронь.

Мы остановились в риаде Dar Nour (40.12 €). Мужчина на входе в квартал помог нам (абсолютно бесплатно) дойти до него. Риад нам сразу понравился своим шикарным интерьером! Как мы узнали позже, его оттделкой занимался хозяин со своим братом вручную. Риад украшала красивая резьба, мозаика, а в номере были красивейшая ванная комната с шикарной раковиной.

Фото номера в Dar Nour, фото booking

Первым делом мы конечно же залезли в горячий душ смыть с себя песок пустыни. Потом я заварила себе кружку горячего чая, в результате чего сгорел наш кипятильник.

Мы заказали вегетарианский ужин в отеле, так как у нас уже не было сил идти в город и что-то искать. Нам подали суп (угадайте какой), потом принесли тажин с чем-то напоминавшим гибрид картошки и цветной капусты. Мы решили, что это была кольраби. Еще был десерт. В роли закуски были финики и чебакия — жаренные кусочки теста в мёде с кунжутом. Конечно же часть пиршества отправилась в контейнеры.

Мы спали на одном этаже с кухней, поэтому главная проблема всех риадов — звукоизоляция — напомнила о себе. Но горячий душ и сытный ужин нас так расслабили, что мы без проблем уснули.

4 января

Единственная проблема нашего риада была в запахе канализации, шедшем из туалета. Не слышно было даже муэдзина утром. Тем не менее мы встали в 7:30 и стали собирать вещи. Завтракали в отеле, хоть из этого порционного завтрака мало что было пригодно нам: марокканский жареный блин msemmen, сливочный сыр, джемы и сладкая булка. Спасал горячий кофе и мой горячий чай.

Типичный мрокканский завтрак, фото TeamRakbo

Мы отнесли вещи в машину и пошли гулять по городу. В 9:45 почти все еще было закрыто. В медине было ещё довольно прохладно. Мы собирались осмотреть знаменитые на весь мир дубильни, куда и направились.

В медине

Медина Феса находится под защитой UNESCO, а знаменита она тем, что найтись в ней может только местный. Заблудиться в 6000 улиц легко даже с GPS, потому что сигнал постоянно теряется в узких проулках или крытых переходах.

Первым делом мы зашли в аптеку (ночь в холодной пустыне не дала о себе забыть) с красивым старинным интерьером и ретро кассовым аппаратом. Потом мы прошли через симпатичный садик. И оттуда мы нырнули в лабиринт улиц.

На одной из них молодой парень, представившийся студентом и не-гидом, предложил показать нам дубильни. Мы наивно согласились, как будто Марракеш нас ничему не научил. Точнее, мы чувствовали, что придётся заплатить, но никак не могли отделаться от парня. Он привёл нас в магазин кожи, с террасы которого было видно небольшую дубильню Sidi Moussa. Мы ничего не купили, и в результате нам пришлось заплатить, но Юра смог откупиться всего 15 дирхам.

Дальше мы решили идти исключительно своими силами. Мы подошли к точке на карте, и не знали, как подойти к дубильням. Нас зазвали в магазин с терассой, и когда мы уже поднялись, озвучили цену. Мы сразу же сбежали. Из интернета я знала, что надо искать улицу с магазинами кожи, а на ней магазин №10, откуда открывается лучший вид. Но мы стояли на развилке, где не было ничего похожего.

Решили ждать группу туристов. Подошла группа итальянцев, и мы уже было обрадовались, но их зазвали туда, откуда мы только что сбежали. “Дубильни туда”, — подсказал нам мужчина, сидевший на развилке. Еще одна особенность Марокко — люди, сидящие на улицах и вдоль дорог даже посреди пыстыни и ничего не делающие. “Туда” — это откуда мы пришли, и мы пошли в противоположную сторону, где и оказались магазины.

У всех магазинов есть террасы. Мы прошлись по улице, и зашли в магазин, хозяин которого зазывал довольно ненавязчиво и брал за вход 10 дирхам. С его террасы мы увидели искомую террасу №10, располагавшуюся по центру.

Нас удивило, что некоторые магазины стали тоже приписывать себе №10, желая привлечь туристов. Хозяин настоящей десятой террасы сначала попросил 20 дирхам, но быстро сторговался до 10. С его террасы и правда открывался отличный вид, привлекавший многих других туристов.

Недалеко от дубилен находится площадь Seffarine‎, на которой можно посмотреть за процессом чеканки тарелок, чаш и прочих изделий из меди. К сожалению утром почти все ларьки были закрыты. Только один мужчина чеканил тарелки, а другой вырезал что-то из кости. Рядом с площадью находится старейший из ныне действующих университетов Аль-Каруин (Université Al-Karaouine), основанный в 859 году.

Площадь Seffarine

Обратно мы шли по прямой торговой улице, которую нашёл Юра, что избавило нас от петляний по медине. По дороге купили огромные спелые авокадо. Недалеко от парковки мы зашли в кафе Yalla Yalla у Голубых ворот. На обед я взяла местный салат с баклажанами, а Юра хариру и берберский омлет. Ещё мы решили попробовать там пряный кофе. Всё было вкусно и честно.

Голубые ворота
Кафе Yalla Yalla

Выезжали из Феса мы также непросто, как и въезжали, но всё обошлось без происшествий. Нас грела мысль о том, что мы едем в Шефшауэн — город, из-за которого я хотела ехать в Марокко в первую очередь.

В Шефшауэн мы приехали в 5. Дорога заняла 3,5 часа, так как была изрядно разбита по сторонам, и на неё влезала только одна машина. По пути мы проезжали сбор оливок, где оливки лежали огромными горами. В Шефшауэне парковка, на которую мы метили, была занята, и мы решили запарковаться ниже на площадке, напоминавшей спортивную. Подбежал молодой парнишка лет 12, который не говорил на английском, но мы вроде договорились, что оставить машину здесь можно за 25 дирхам.

Мы взяли часть вещей и пошли в риад, пройдя мимо еще одну парковку прямо в центре. В Шефшауэне мы выбрали отель Molino Garden, в котором почти всё было синее. У нас даже было лишнее спальное мечто. После заселения мы принесли оставшиеся вещи и пошли гулять по городу.

Шефшауэн была основан в 1471 г., а в конце 15 века сюда прибыло много изгнанных из Испании мусульман и иудеев. Именно иудеи стали красить дома вголубой цвет, ассоциировавшийся с богом. Долгое время город оставался закрытым, что позволило ему сохранить свой облик.

Касба и площадь Ута-эль-Хаммам

Главная достопримечательность города — касба на площади Ута-эль-Хаммам. Но в Шефшауэне нужно не осматривать достопримечательности, а гулять по голубым улочкам медины.

На ужин мы решили пойти в рекомендованный ресторан La Lampe Magique при Casa Alladin. Оттуда открывался красивый вид на город, и было слышно музыкантов, игравших на площади. Мы заказали овощной кускус, тажин с креветками и апельсиновый сок. Порции в ресторане огромные! Еле осилили ужин и домой уже почти катились.

5 января

Утро традиционно началось с пения муэдзина, чей призыв длился на удивление долго. Мы собрали вещи и позавтракали на веранде. Завтрак долго не подавали, и за это время я успела раза три сбегать в комнату, упаковывая наши вещи.

В этот раз мы решили исследовать ту часть медины, куда не дошли накануне. Заодно хотели найти новый кипятильник, но почему-то попадались только огромные, как для ведра.

На одной из живописных улиц с горшками образовалась целая очередь из китайцев, жалеющих сфотографироваться. Мы прошли мимо, но через несколько улиц всё же вернулись. Китаянки приехали подготовленные: они на ходу переодевались и накидывали фату на голову. За нами в очередь встала группа корейцев. Чтобы никого не задерживать, мы быстро фотографировались и пошли дальше.

Удивительно, что продавцы в Шефшауэне не навязчивые. Можно спокойно рассматривать товары. Так мы присмотрели голубое платье, но продавец долго не появлялся. Когда он пришёл, нам не удалось сойтись в цене, но мы не жалели об этом.

Нашли еще один фотогеничный двор, который чаще всего мелькает на фотографиях из Шефшауэна. Фото во дворе стоило 5 дирхам, а на улице уже стояла очередь. Мы погуляли ещё немного, но когда вернулись, очередь никуда не делась.

В одной из лавочек мы купили пакет мандаринов за 6 дирхам. Оранжевые фрукты чудесно смотрелись на фоне синих стен. Погуляли по улицам, то и дело натыкаясь на кошек и фотографируя двери.

На обед мы вернулись в ресторан La Lampe Magique, хоть меня и тянуло попробовать что-то другое и подешевле. Сели на террасе на солнышке. Я заказала суп-пюре из бобовых байсар, а юра кефту с рисом, овощами и картошкой фри (105 MAD). Конечно же не обошлось без апельсинового сока.

Когда мы уже выезжали с парковки, нарисовался парень, который стал требовать с нас денег за ночь. Он не говорил по-английски, и мы кое как объяснили ему, что уже отдали деньги другому мальчику. Что-то прокричав, он выпустил нас бесплатно.

Из Шефшауэна мы поехали в Тетуан — небольшой город на севере Марокко, который особенно красиво смотрится на фотографиях за счёт своих белых зданий.

Мы решили припарковаться у автобусного вокзала, но там стояли только такси. Всё же нам разрешили там встать, узнав, что мы только на пару часов. Оттуда до медины идти было около 2 км.

В Тетуане не так много достопримечательностей: медина, королевский дворец и касба. Мы выбрали дворец, располагавшийся в сердце медины. Найти его оказалось непросто. Мы ходили вокруг по тесной и путанной медине, где не было ни одного туриста. Вокруг грязь, говор, а люди смотрят на тебя с неудоумением, мол “ты что здесь забыл”?

Из медины нам удалось выбраться на большую площадь перед дворцом, которая была перекрыта и охранялась. От нее шла широкая торговая улица, на которую мы и пошли.

В Тетуане есть фирменный напиток Za3Za3, напоминающий молочный коктейль с миндалем, авокадо, фруктами и другими ингредиентами. Мы глазами искали его на витринах, но так и не нашли.

Za3Za3

У нас не было никакого желания дальше гулять по городу. Мы спустились к парку, через который поднимались в центр, там проходил какой-то праздник. Оттуда мы поспешили на парковку. Издалека белый город на холме смотрелся куда лучше, чем изнутри.

После долгих переездов нас ожидал небольшой трёхдневный отдых в Танжере. Танжер — большой портовый город, поэтому и движение там довольно интенсивное. Самым большим кошмаров было круговое движение с 7 полосами, где мы уехали не туда. Мы приехали около шести вечера. Наш отель находился в медине, поэтому машину пришлось оставить на набережной. К нам подбежал парень, говоривший только на ипанском. Мы кое-как договорились с ним на 2 ночи и пошли заселяться.

Поднявшись в медину, Юра повёл нас по улице, где нас нашёл другой парень, утвердавший, что на этой улице только один отель и там тупик. Мы игнорировали его, но всё же развернулись. Наш путь лежал через центр медины, которая напоминала медину Марракеша. Спустя несчётное количество поворотов мы оказались по адресу у Dar Nakhla Naciria. На наш звонок никто не отвечал… Юра стал звонить на телефон, но и тут были проблемы со связью на том конце. Мы постояли так минут десять, я уже начала смотреть предложения на booking. Тут прибежал хозяин и впустил нас внутрь.

Риад был небольшой, но очень уютный. Нам достался номер на первом этаже, а перед входом в него стояла украшенная ёлочка. Мы решили посидеть в отеле, не решаясь окунуться в буйство медины.

Вид на Гибралтарский пролив (слева) с террасы

На ужин Юра выбрал ресторан Ahlen, который занимал 1-ое место на TripAdvisor. Он находился рядом с риадом и больше напоминал своими клеёнчатыми скатертями и интерьером столовую. Меню было на четырёх языках. Мы взяли сардины на гриле, овощной суп и тажин из ягнёнка (150 MAD). Еда была вкусной и очень дешёвой.

Вечер мы провело тихо в риаде. Я читала путеводитель, найденный в библиотеке, а Юра работал. Из путеводителя я узнала, что основными неофициальными источниками дохода Танжера являются гашиш и нелегальная перевозка людей в Европу.

6 января

Хоть у нас и не было окна в номере, проснулись мы от громкого пения муэдзина. В какой-то момент привыкаешь к нему и начинаешь воспринимать как музыку. А окно мы обнаружили над ванной перед выездом.

Завтрак подавали на террасе на крыше. Это был один из самых приятных завтраков! С террасы можно было увидеть Испанию! Нам подали фруктовый салат, сыр, мёд и джемы, лепёшки. Но самым приятным было знакомство с амлю (amlou) — пасты из орехов с аргановым маслом и мёдом.

После завтрака мы познакомились с хозяйкой риада, судя по акценту английчанкой. Она ещё раз принесла извинения за неудобство при заселении и поинтересовалась о наших планах.

— Пещеры Геркулеса… — начала перечислять я.

—Мыс Спартель и кафе Хафа? — продолжила она стандартный туристический набор.

На парковке с нас стали требовать денег не понятно за что. Юра дал одному попрошайке монетку, но тот, увидев евро, стал требовать больше, не вынимая руки из нашего окна. Еле отвязались!

Мы поехали к пещерам, стараясь избегать того кругового движения. По дороге увидели супермаркет Carrefour и добавили его к своим планам. До пещер было около 14 км. Рядом находится большая парковка при кэмпинге. При этом напротив мужчина очень навязчиво предлагает одно парковочное место. Мы встали у кэмпинга (5 MAD) и даже получили талончик, что нас несказанно обрадовало. Как такие простые мелочи могут начать радовать после недели в Марокко!

Геркулесовы пещеры (Grottes d’Hercule) находятся на берегу Атлантического океана. Легенда гласит, что в этих пещерах отдыхал Геркулес перед совершением своего 11 подвига в саду Гесперид. Примечательны они отверствием, которое напоминает по форме Африку, если смотреть с воды.

Вход в пещеры бесплатный, внутри они хорошо подсвечены и убраны. Но кроме отверстия смотреть там нечего. Интересно, что в разное время здесь располагались каменоломни и бордель. Мы еще какое-то время погрелись на солнце у входа, прежде чем поехать дальше. При взгляде на океан и его бескрайность меня всегда поражает храбрость мореплавателей-первооткрывателей, которые отправлялись в эту синюю неизвестность.

От пещер мы поехали к мысу (Cap Spartel), где, как говорят, встречаются Гибралтарский пролив и Атлантический океан. Мыс является самой северо-западной точкой Африки. На нём стоит ничем непримечательный маяк.

Пока мы ехали по холмистому Танжеру, успели не раз порадоваться, что у нас коробка-автомат. Мы припарковались у большого ТЦ Socco Alto. Внутри он ничем не отличался от европейских: многие знакомые нам марки, блестящий пол, эскалаторы. На верхнем этаже был ресторанный дворик, и Юра взял себе куриную шаурму (20 MAD). Мы зашли в несколько магазинов, но ничего не купили. В Carrefour мы набросились на фрукты и овощи, прихватив баночку миндального амлю и пару круассанов.

На обед мы решили заехать в кафе Hafa, куда изначально не собирались, но раз хозяйка сказала… Оно находится в конце узкой улицы, и мы встали, не доезжая 200 метров. Заплатили за парковку (5 MAD) и пошли внутрь. Это террасное кафе с хорошим видом на дорогу вдоль залива.

Мы сели за столик у края с хорошим видом и стали фотографировать, ожидая официанта. Так как к нам никто не подошёл, а фото уже были сделаны, мы просто ушли.

Когда мы вернулись на нашу парковку на набережной, с нас стали опять вымогать деньги. Потом стали предлагать помыть машину. Юра стал ругаться на них на итальянском, и это они поняли лучше вежливого английского.

Мы отнесли продукты в отель и пошли осматривать касбу. По дороге нам попалась красочная улица. Мы вышли у башни Bab Al Bahr, откуда открывался вид на пролив. Совсем рядом вход в музей Касбы (Musée d’Al Kasbah), также известный как Дворец Султана и занимающий часть касбы. Почему-то парни у входа говорили нам, что касба дальше.

Мы пошли в музей (40 MAD). Экспонатов внутри не так много, но тем и лучше: можно внимательно изучить их и подивиться мастерству. Нам понравился красивый внутренний двор и перевернутая карта Европы и Азии. В музее очень спокойно и расслаблено — то что нам было нужно!

Внутренний двор касбы

Из музея мы решили сходить в Hotel Continental, известный своими традиционными интерьерами. Отель находится в здании 19 века, обильно украшенном плиткой, с шикарным видом на море. Он нависает над набережной, но мы шли со стороны медины и поэтому заплутали. Мы обошли открытую зону отеля, восторгаясь его украшением, а потом выпили чай и кофе на террасе.

Hotel Continental с набережной

Вечером мы решили прогуляться вдоль набережной. Мимо постоянно проезжали машины, поэтому приятной прогулку назвать было сложно. Но раз мы шли на юг, то выбрали для ужина ресторан Dar Naji, рекомендованный местной блогершей. Дальше от медины начинались большие современные дома, и совсем терялось ощущение пребывания в Марокко. А ресторан находился в таком районе, что мы там были единственными туристами. Интерьер ресторана напоминал марокканскую деревню, мы заняли огромный столик. Официант помог определиться с блюдами, порекомендовав Юре tanjia marrakchia (не путать с тажином), а мне принесли овощной тажин, которого не было в меню (210 MAD). Танжию по-марракешски готовят в запечатанном глинянном сосуде со специями в печи на протяжении 5 часов. Поэтому мясо получается невероятно нежным с пряными нотками. И еще мы решили попробовать pastilla — слоёный пирог с курицей, посыпанный корицей и сахарной пудрой, что придавало ему непривычный сладко-солёный вкус.

Домой мы шли сытые и довольные. Сначала улицы были тёмные и пустынные, что заставило насторожиться, а потом мы оказались в торговом районе. В медине появились развалы одежды. На углу мы увидели парня, наливавшего что-то в маленькие пиалы. Мы подошли к нему и поняли, что он продаёт суп из улиток bèbouche-noukha (7 MAD). Улитки подаются отдельно от бульона, вкус необычный и довольно солёный, но нам очень понравился продавец, который научил нас его правильно есть.

Суп из улиток

Дальше в медине мы увидели мужчину с тележкой металлических подносов. Он продавал kalinte — что-то похожее на омлет из нутовой муки, запекаемый в печи (1 MAD/кусочек). Мы взяли один, а потом вернулись за вторым. Очень вкусно!

kalinte

В отеле мы хотели попросить горячего чая, но ничего не было, и пришлось есть круассаны всухомятку. Потом мы собрали вещи и легли спать с ощущением, что нам начинает нравиться Танжер.

7 января

Утром мы снова позавтракали на веранде, но в этот раз вместо обычных лепёшек нам подали harcha, изготавливаемые из семолины (похожа на манку). Они были немного сладкие и хрустящие.

На парковке опять пришлось убеждать, что мы уже платили. К счастью, быстро пришёл “наш” парень, и отогнал остальных. На всякий случай Юра дал 5 дирхам. Мы облегчённо вздохнули, что больше не придётся иметь дело с этими жуликами.

Мы ехали в Касабланку. Дорога была несложной по автобану, и мы доехали за 4 часа. Сначала я ткнула неправильную точку на карте, и мы приехали не туда, поэтому пришлось немного покружить по городу. Хоть в Касабланке и стараются придерживаться правил, но количество машин усложняет вождение.Мы остановились в скромном отеле Point du Jour , который был отелем именно в европейском понимании слова. Прямо перед входом была парковка. Номер был простой, но в нём было всё самое необходимое. К тому же приятно было иметь окно и нормальную душевую кабину. Мы докупили завтрак (30 MAD с человека).

Перекусив в отеле, мы пошли в город. Касабланка является скорее экономическим центром страны, поэтому туристы зачастую обходят его стороной. Мы пошли к Мечети Хассана II (Hassan II Mosque) мимо Собора Сакре-Кёр (Cathédrale Sacré Coeur). Улицы были оживлённые, но туристов не было совсем, так же как и магазинов сувениров.

Мечеть Хасана II была построена в 1986–1993 гг. Она является 5-ой по величине мечетью в мире и самой большой в Африке. Её отличает 210-метровый минарет. Сама мечеть возвышается над Атлантическим океаном. Из современных особенностей: раздвижная крыша, пол с подогревом и лазерный луч, направленный в сторону Мекки.

Размеры мечети и правда внушительные! Посетить её можно только в составе эскурсии, и мы удовольствовались только внешним осмотром. Часть мечети была, по-видимому, на реконструкции, и мы могли видеть крючки на внешней стене, на которые вешается внешняя отделка.

Крючки на правой стене

На запад от мечети идёт парк. Мы зашли через большую дырку в заборе и пошли вдоль океана. Молодые парни купались. Можно было видеть маяк, с которого, как говорят, открывается хороший вид. Парк был очень большой и чистый, но он ещё только строился. Поэтому нам пришлось долго идти, чтобы найти вторую дыру в заборе на выход.

Вернувшись к мечети, решили впервые в жизни зайти в лавку информации для туристов. Узнали, что ещё можно посмотреть в Касабланке. Нам указали, где находится старая и новая медины, куда мы и направились.

Дорога шла через район автомастерских и мимо какого-то военного училища или центра. Старая медина начиналась у Rick’s Cafe — главной причины нашего визита в Касабланку. Как безумный почитатель фильма “Касабланка”, я не могла не зайти в ресторан, в котором постарались восстановить атмосферу и интерьеры легендарного кафе из фильма. Но он открывался только вечером.

Мы еле нашли вход в медину, которая соседствовала с масштабной стройкой рядом с портом. Сначала улицы были совершенно пусты, дальше появились лавочки и местные жители. Никаких туристов и сувениров как в Марракеше или Фесе! Мы взяли местный бургер с картошкой (8 MAD), а потом ещё попробовали сэндвич с разными начинками, который нам помог собрать местный парень (10 MAD).

В ресторан мы пришли к открытию, и сразу получили столик у кухни. Меню было небольшое, а цены как в Берлине, но выбрать всё равно было сложно. Юра заказал себе рыбный суп и рыбу с рататуем, а я взяла креветки в кокосовом молоке. Очень долго выбирали вино и остановились на Domain de Sahara. Нам принесли ещё много разных закусок, одними которыми можно было досыта наесться. Правда, официантка забыла или не поняла про моих креветок, но мы этому были только рады. Еда была очень вкусная, но её было слишком много! К сожалению именно по понедельникам не было никакой анимации, поэтому мы просто наслаждались едой и атмосферой.

К отелю мы шли мимо Place des Nations Unies, где было много людей и уличной еды. Дальше мы прошли площадь Мохаммеда V с фонтаном, но там не было ничего интересного. А вот до новой медины (Habous Square), построенной в 1920 году французами для туристов, мы так и не дошли.

8 января

Из Касабланки мы выехали в 10 утра в Эс-Сувейру (Essaouira). Дорогая заняла четыре часа. Город сразу удивил своим спокойствием, проядком и чистотой. Мы оставили машину на парковке у порта, но пришлось поторговаться (40 MAD).

Наш отель-риад Palazzo Desdemona находился прямо у входа в медину (53,6 евро). При заселении нас угостили чаем с печеньем. К нашей радости нам повысили категорию, и мы получили просторный номер с балкончиком и диваном. В отеле было очень чисто, уютно, а на крыше располагалась терраса с видом на океан и порт.

Мы перекусили в отеле и пошли изучать город. Первым делом мы направились в рыбный порт. Там продавали самую разнообразную ещё живую и уже разделанную рыбу. Вокруг кружили чайки и кошки. На воде качались красивые синие лодки. В конце порта находилось небольшое кафе с морепродуктами, куда мы решили вернуться на ужин.

Выходили мы через цитадель, но посещать её не стали. Вместо этого мы купили в ярко украшенной лавочке свежего сока: грейпфрутового и апельсинового.

От порта мы пошли гулять по пляжу. Вода была не очень холодная (17°C), но ноги всё равно стали замерзать. В медине мы решили разузнать про хаммам. Мы понятия не имели, что это из себя представляет, надеясь, что это такая марокканская сауна. В отеле мы взяли одну визитку, но не смогли найти это заведение, поэтому пошли в Spa Cocooning, обладавший хорошим рейтингом на TripAdvisor. Нам предложили классический набор с мытьём чёрным мылом и скрабом за 180 дирхам. Мы записались на 6 вечера. Ничего с собой брать не надо было.

До вечера мы пошли гулять по медине. Было представлено много деревянных изделий с инкрустацией, которыми знаменит этот район. Но сувениры нас не интересовали. Мы решили попробовать сок из сахарного тростника, который выжимают при тебе. И хоть туда и добавили лайм, было невыносимо сладко. Сок пришлось отнести в отель.

В шесть мы пришли в хаммам. Нам предоставили халаты, шлёпанцы и одноразовые трусы. Вещи мы оставили в шкафу. За нами пришла девушка и проводила в темную комнату, отделанную камнем. В ней было не очень жарко, а стены были с подогревом. Процедура состояла из 3 этапов: нас намазали чёрным мылом, потом скраб специальной варежкой, потом мытьё головы. Между этим 5–10 минутные перерывы. После нас проводили в зону отдыха и предложили горячий чай и воду.

Хаммам был необычным опытом. Юра нашёл сам процесс вполне приятным, а для меня это был большой стресс, ведь я не люблю, когда меня трогают. Ну и температуру хотелось бы повыше. В целом мы хорошо расслабились и чувствовали себе свежими и чистыми.

На ужин мы пошли в порт, но с наступлением темноты все лавочки закрылись. Остались только остатки рыбы на земле и чайки. Мы пошли на площадь Moulay Hassan, где ярко светились рестораны. Но цены нам не понравились, и мы пошли искать другое место. В медине мы попытались найти продавца лепёшек из семолины harcha, но и его уже не было.

В итоге мы пришли в небольшой сквер, где по перимерту располагались уличные рестораны, предлагающие свежие морепродукты за небольшие деньги. Они весьма настойчиво зазывают к себе. Сначала мы хотели взять лобстера, один выходил где-то на 400 дирхам, но нам стало их очень жалко. В ларьке №14 по центру мы договорились собрать нам ассорти на 200 дирхам с салатами и напитками. В результате мы получили две большие тарелки морепродуктов на гриле. А отведав таких свежих креветок, мы задались вопросом, что же за креветки мы ели до этого. Единственный минус — там было грязновато, и мы попросили сначала помыть наши тарелки. Да и кот под ногами постоянно надеялся, что вот-вот ему упадёт кусочек.

В номере мы попросили себе горячей воды и получили целый чайник. Как же приятно было наконец-то выпить горячего чая!

9 января

Утром совсем не слышно было муэдзина, что позволило нам выспаться. На завтрак подавали хлеб с джемами, мсеммен и два обычных блинчика. Хорошо, что у нас были запасы своей еды. Я попросила кипяток, и снова получила целый чайник.

Рассвет с террасы отеля

На выезде из города мы заехали в Carrefour, но этот был намного меньше танжерского. Мы взяли немного фруктов в дорогу и панини. Фрукты мыли прямо на парковке.

Мы ехали дальше на юг в Сиди Ифни. Дорога была не по автобану, поэтому ехали мы долго. Сначала вдоль побережья, а потом мы переехали через горы и ехали дальше от побережья. По дороге нам несколько раз попадались козы на деревьях.

Машин было немного, но длинная дорога всё равно изматывала. На выезде с Агадира мы заехали в McDonalds, сходили в туалет и взяли кофе. Нас удивило, что на парковке к нам пристали дети-попрошайки.

В Сиди Ифни мы приехали через 5 часов. Maps.me опять повёл нас по бездорожью. Это оказался маленький город с красивыми бело-голубыми домами. Мы остановились в отеле Suerte Loca, который больше напоминал хостел. Оказалось, что мы забронировали номер на одного, но к счастью это легко исправили за небольшую доплату. Комната была очень простая, но со своим душем (весьма убогим). Но так как нам нужно было только переночевать, мы не жаловались.

Разобравшись с отелем, мы поехали на пляж Легзира (Legzira Beach) — восьмикилометровый пляж с арками, сформировавшимися за счёт эрозии. Обзорные площадки мы находили на maps.me и смотрели, сможем ли туда проехать. К первой точке мы добрались легко, оттуда мы насчитали примерно три арки.

К следующей точке мы подъехать не смогли, и поэтому поехали к кэмпингу, откуда люди спускались на пляж. Рядом находилась одна большая арка и одна обрушившаяся в 2016. До следующей арки было около 2 км по берегу. Мы решили просто прогулять туда-сюда и встретить здесь закат. Юра даже искупался. Солнце садилось как раз в отверствие в скале, над которым летали параглайдеры.

Пляж Легзира поистине уникальное место, но есть опасения, что скоро оставшиеся арки тоже обрушатся под действием волн, что может сильно повлиять на экономику района. Сюда приезжает много туристов, и мы видели много машин из Европы.

На ужин мы спустились в ресторан при отеле. Над предложили на выбор паэлью или печёную рыбу, два салата и суп. Юра заказал паэлью с марокканским салатом (зелень с оливками и помидорами), а я взяла суп (90 MAD). Еда была нормальной, хотя двое британцев за соседним столом пожаловались на несвежесть рыбы и ушли. Зато дёшево!

Вечером мы поднялись на террасу, откуда было видно океан и звёзды. Как мы не старались разглядеть Тенерифе вдали, ничего не было видно. Судя по обилию гидрокостюмов и досок, мы решили, что Сиди Ифни привлекает еще и сёрфингистов.

10 января

Утром было холодно, и совсем не хотелось вылезать из постели. На завтрак мы пришли в наш ресторан, и тут уж решили разгуляться. Юра взял себе омлет по-мароккански и кофе, а я заказала молочный коктейль с миндалём и финиками и горячий шоколад (62 MAD). После завтрака мы решили прогуляться по пляжу, но было довольно холодно, а солнце ещё не грело.

Отогревались мы уже в машине по дороге в Марракеш. Дорога заняла у нас чут больше 5 часов, и половину пути мы ехали по автобану. В Марракеше остановились в Riad Saad на той же улице, что жили до этого (132 евро). Это небольшой, но красивый и очень уютный риад в центре города. Нам там было очень комфортно все четыре дня.

Машину мы сначала хотели оставить на парковке, откуда её забирали. Нам заломили цену в 70 дирхам, но Юра быстро сторговался на 20. Внутри было очень много машин, и они просили оставить ключи. На это мы не могли согласиться! Мы запарковались на просторной парковке у мечети, хоть там и выходило дороже.

На ужин мы долго искали место. Сначала пошли по рекомендациям TripAdvisor, но оба кафе оказались закрыты. В результате наш выбор остановился на недорогом Cafe Chez ZaZa. Заказали полюбившийся нам овощной кускус. Из-за путаницы с чаем мы получили два больших чайника мятного чая с сахаром и без. Как раз то, что нужно после сытного ужина и долгой дороги!

11 января

Завтрак подавали на крыше. Вид с неё был хуже, чем с Hotel Sherazade. Утром было очень холодно, и Юра лишь покусал круассан и выпил кофе. Да и есть особо было нечего: яйца, лепёшки, джемы, кусочек сливочного сыра и масла, круассан с орехами, чай и апельсиновый сок. Мы уже привыкли, что на завтрак надо носить свою еду.

Стёкла на нашей машине за ночь покрылись лёгким инеем. Но днём обещали тепло и солнце, как и всегда. Мы ехали на водопаду Узуд (Ouzoud Falls), что в Среднем Атласе в 150 км на северо-восток от Марракеша. Дорога лежала через горы, где уже вовсю цвели миндальные деревья.

Мы припарковались недалеко от водопада и как только мы вышли из машины, нам стали предлагать свои услуги гиды. Мы оказались у верхней части водопада. Ограждения были весьма символические, поэтому стоять на краю было жутковато. Но всё же вокруг было много людей. Рядом ходил человек с кормом для обезьян, которых здесь было очень много.

Мы стали спускаться вниз по оливковой роще. Дорога была усыпана маслинами, а на деревьях было множество обезьян. На развилке молодой парень, продавец соков, подсказал нам, куда идти, и мы решили купить у него стаканчик сока.

Дорога вывела к нижнему бассейну. Там было много лодок, за 20 дирхам катавших к водопаду. Сам водопад был высотой 110 метров с чашей посередине. Брызги от него разлетались во все стороны, делая ходьбу по глинистой земле опасной. В зависимости от прибытия/отбытия туристических автобусов было людно или почти пусто.

Поднимались наверх мы по южной стороне по лестнице. На середине есть хорошая смотровая площадка. По всей длине подъёма много магазинов сувениров и кафе. Но мы спешили в Марракеш, чтобы успеть сдать машину.

Так как в город мы приехали раньше необходимого, решили забежать в Carrefour. Юра остался сидеть в машине, а я быстро нахватала фруктов, арганового мыла и какой-то еды в дорогу. На выезде нас всё равно попросили заплатить за парковку, хоть мы и стояли всего 15 минут.

Машину мы пригнали туда, откуда забирали. Через какое-то время к нам подошёл незнакомый мужчина, который на французском стал объяснять, что ключи надо отдать ему. Звонок прокатчикам всё объяснил, но ситуация всё равно была странной. Он небрежно осмотрел машину и уехал. Мы облегчённо выдохнули.

Нам нестерпимо захотелось выпить ещё гранатового сока. Мы попробовали сторговаться с продавцом у отеля, но он не поддался. Ха! Мы не первый день в Марокко и знаем цены! Мы пошли к дворцу, где брали сок в первый раз. Там стоял пожилой мужчина, который согласился продать нам два больших стакана за 30 дирхам. И тут он стал резать 5 гранатов (в дополнение к уже нарезанным) и давить их вручную в чём-то, напоминавшем большую чеснокодавку. Процесс был долгий и трудоёмкий, и нам даже стало неловко, что мы торговались.

На улице неподалёку мы посмотрели сувениры. Здесь никто к нам не приставал, что радовало. А на ужин пошли в La Cantine des Gazelles. Это сипатичное кафе, оформленное в розовом цвете, очень популярно у туристов, и мы пришли как раз вовемя, чтобы занять столик. Юре было интересно, как выглядит марокканская пицца, а я взяла овощной тажин (160 MAD). И то, и другое нам понравилось, но мы пожалели, что не взяли с собой контейнеры для еды.

По дороге назад мы нашли много уличных ресторанчиков на центральной площади. Мы были ужасно сытые, и отмахивались от зазывал. Юре запомнился один, сказавший, что “здесь всё одна ерунда, но это хоть моя ерунда”.

Весь день мне не давала покоя экскурсия, которую мы забронировали на следующий день. Мы выбрали поездку в Атласские горы и долину реки Урика с посещением берберских деревень. Но мы не были уверены, знают ли организаторы, откуда нас забирать. И на мои сообщения никто не отвечал. Только в 22:30 мне написали, что место встречи у Cafe de Paris на центральной площади.

12 января

Мы выбрали тур, потому что не были уверены, что сможем самостоятельно проложить маршрут и найти все эти места. Тур я искала на viator.com, а бронировала на TripAdvisor (82 евро). Выбирала по восторженным отзывам. Особенно все хвалили гида Мохаммеда Potato, который и встретил нас утром у риада. Точнее, он был вторым. Сначала нас поймал другой гид с такой же программой. Ошибка обнаружилась только при проверке билетов.

Около девяти утра вся группа была в сборе, и наш миниавтобус тронулся в путь. Оказалась, что из 12 человек 8 из Англии, одна пара из Автралии и мы. В дороге Мохаммед рассказывал нам о расписании на день, о жизни берберов и включал музыку. Это был очень жизнерадостный и добрый молодой человек, но к сожалению из-за плохого английского его было очень сложно понять.

На выезде из Марракеша район оказался перекрыт, и мы еще раз порадовались, что не поехали сами. Первая остановка была в 25 км от Марракеша. Там нас угостили чаем, дали берберские синие халаты и завернули тюрбаны на голове. После чего нам предстояла прогулка на верблюдах. Оказалось, что по ровной дороге ехать на верблюде намного приятнее.

Мы поехали дальше в горы. Мохаммед показал нам традиционную берберскую деревню Азро рядом с Tahnaout.

Деревня Азро

В 3 км от неё находился кооператив по производству арганового масла. В большом зале сидели несколько женщин, которые с помощью жернова отжимали аргановое масло.

Молодая девушка объяснила нам весь процесс производства. Оказывается, аргана растёт только в 3 местах в Марокко, и сюда её привозят. После нас угостили завтраком на веранде. Принесли горячий чай, хлеб, оливковое и аргановое масло. Это было самое восхитительное оливковое масло в нашей жизни, которое на вкус напоминало оливки! После завтрака нам рассказали и дали попробовать всю продукцию. Но цены там оказались выше, чем в супермаркетах.

По дороге Мохаммед рассказывал нам о знаменитостях, посетивших этот регион, и фильмах, которые здесь снимали. Так мы проезжали по мосту, который засветился в “Миссия невыполнима 5”, видели люксовый отель Ричарда Брэнсона (английского магната), узнали, что здесь был Джеймс Бонд (так и не узнали, какой актёр), Марк Цукерберг и Lady Gaga.

Мост из “Миссия невыполнима 5”

В деревне Имлил Мохаммед отвёл нас к себе домой, где нас научили заваривать мятный чай. Дома в деревне небольшие и очень простые. Электричество там появилось относительно недавно. Но завто все люди очень приветливые. Пока мы привыкали к британскому акценту, узнали про ресторан Dar Essalam, где можно было посмотреть танец живота и послушать живую музыку.

В доме Мохаммеда

После чаепития мы пошли на обед в гостевой дом. Нам принесли овощной суп, двум автралийцам и мне, как вегетарианцам, принесли овощной тажин, а остальные получили куринный. На десерт подавали фрукты. За обед мы заплатили по 100 дирхам, хоть нас и удивляло всегда, что вегетарианское меню стоит столько же.

Деревня находится в горах. Оттуда было хорошо видно самую высокую гору Атласских гор Тубкаль, на которой лежал снег. Сюда часто приезжают заниматься трекингом.

Мохаммед повёл нас к ручью и водопаду. Дорога заняла около часа, но из-за скользких камней многим было не просто. Вокруг было много деревьев грецкого ореха, которые должны были начать цвести весной. Вид водопада после Узуда нас не сильно впечатлил.

Уезжали мы уже вечером, и можно было видеть, как солнце окрашивает горы. В Марракеш вернулись поздно и встали в пробке. Нас высадили недалеко от площади. Было даже приятно идти по ней и осозновать, что тебе уже здесь всё знакомо.

По пути к риаду мы купили лепешки harcha, сразу 5 штук. На ресепшн мы попросили напечатать посадочные талоны, и парень куда-то надолго исчез. За это время я собрала вещи, а Юра снял наличные, чтобы заплатить за проживание.

В последний вечер мы хотели посмотреть на танец живота. Посмотрели предложения разных ресторанов в округе и остановились на Dar Essalam. Он находился на нашей улице. Еще накануне я обратила внимание на его красивый интерьер. Нас посадили за большой круглый стол. Мужчина на сцене исполнял танец с shashiya (головной убор с длинной кистойкой), крутя кисточку вокруг головы, и играл на каркабу.

Ресторан предлогал сет из трёх или четырёх блюд, и мы выбрали куринный тажин с овощами, пастиллу с голубем и ассорти марокканских салатов. Я взяла себе чай, а Юра заказал бутылочку красного вина. Половина салатов оказалась сладкой, но они были вкусными. Основные блюда тоже были выше всяких похвал, так что мы не жалели о потраченных деньгах (520 MAD).

Ассорти салатов

Танцующего мужчину сменила женщина с подносом свечей на голове. Во время выступления она предлагала примерить поднос зрителям. Потом пришла исполнительница танца живота с золотыми крыльями. Нас поразил её почти голый наряд, который в мусульманском мире наверняка вызывает шок. Её сменил мужчина с кисточкой на шляпе. Он предлагал шляпу и каркабу зрителям. У Юры ловко получилось покрутить кисточкой, а я лишь неуверено сделала пару оборотов. Инструмента мне не дали.

Когда Юра закончил фотографироваться (и как я узнала, позже заплатил за это развлечение), второй харизматичный музыкант сделал со мной селфи. Довольные и снова объевшиеся, до неприличия мы пошли домой.

13 января

В нашем номере было тихо и тепло. Никаких муэдзинов, никаких шумных соседей. Даже не хотелось уезжать. Мы позавтракали в 7:30, не выходя из номера, потом взяли вещи и пошли на центральную площадь.

Наш рейс был в 10:55, но мы собирались приехать заранее, чтобы успеть пройти все контроли и обменять валюту. До аэропорта ехать около 5 км, и мы прикинули, что на такси будет не дороже, чем на автобусе, и быстрее. С таксистами в Марокко нужно обязательно требовать, чтобы они включали счётчик. Первый таксист прежложил довезти нас за 100 дирхам, ссылаясь на установленные тарифы. Мы согласны были только на 60. И тут подошёл пожилой и тихий таксист и предложил свои услуги. Его коллеги были в недоумении, а он спокойно сложил наши вещи и сел за руль. Мы с комфортом доехали до аэропорта. У нас не было денег без сдачи, и мы уже готовы были её и не просить, но он нам всё честно вернул. Это было приятно!

В аэропорту мы обменяли деньги и встали в длинную очередь на паспортный контроль. Перед нами стоял молодой человек с кубком. Google подсказал, что это был финалист Formula E Robin Frijns. Наверное, именно из-за гонки накануне перекрыли квартал в Марркеше.

Домой мы летели над уже знакомыми местами. Благодаря ясному небу, землю видно было, как будто мы открыли Google Maps. Можно было разглядеть Фес, дороги, по которым мы ехали, Барселону и Лазурный берег. После Милана небо заволокли тучи, и мы летели до Берлина в полной серости.

Северный берег Марокко
Барселона

Когда за тучами появился Берлин, нам показалось, что кто-то убавил насыщенность цветов: всё было серым, мрачным. На улице моросил дождь. Как? А как же солнце? А как же мандарины каждый день и свежевыжатый апельсиновый сок? Но всё это осталось там, в солнечной Африке…

Итоги

Поездка обошлась в 1990 евро на двоих.

• Билеты 178 €
  • Платные дороги 17 €

Проехано 3300 км.

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!