Влюбиться в Баварию за 4 дня. Мюнхен, 2014

Irina Lim
12 min readNov 8, 2018

Наша поездка в Мюнхен в сентябре 2014 года была, наверное, самой запоминающейся и самой лучшей из всех. Это удивительный город, в который хочется возвращаться и который абсолютно невозможно забыть! Но все же память у нас не эйдетическая, так что придется по кусочкам восстанавливать наши 4 дня в Баварии.

Решения, куда поехать в следующий раз, всегда приходят сами собой. Вдохновение в виде фотографии, картины, факта приходит мгновенно, и вот уже через минуту ты ищешь билеты. Мюнхен сам выбрал нас. Юра всегда хотел поехать в Германию, а я с самого детства мечтала увидеть Нойшванштайн. Тогда мы еще знали совсем немного о Мюнхене. В детстве у меня был пазл на 500 деталей с замком сказочной красоты. Он выглядел так, как будто сошел с лент Диснея, и я даже мечтать не могла о том, чтобы его посетить. А он оказался таким доступным и таким реальным, что я не могла больше откладывать визит. И второе архитектурное чудо, привлекшее меня — это Теотинеркирхе, белоснежная воздушная церковь в центре Мюнхена.
Добраться до Мюнхена из Москвы совсем не сложно. Мы купили билеты на рейс Аэрофлота. Отель тоже нашли довольно легко на booking. Мы выбрали отель Luitpold около вокзала в пяти минутах ходьбы от самого центра города. И о своем выборе ни разу не пожалели!

Мы прилетели в Мюнхен уже во второй половине дня и к шести часам были уже в городе. Мы бросили вещи в отеле и сразу пошли исследовать город. Стемнело достаточно рано, но в вечернем свете город всё равно выглядел очаровательно.
Мы жили на пешеходной Schützenstraße и по ней дошли до одной из центральных улиц Neuhauser Straße. На ней расположились многочисленные магазины, рестораны и кафе, а фасады торговых домов сменяются церковными. Архитектура Мюнхена не вычурная, но обязательно радует глаз какой-нибудь примечательной деталью.

По этой улице мы прошли в Михаэлькирхе, в которую зашли на следующий день, и свернули к главной церкви Мюнхена — Фрауэнкирхе (Frauenkirche). Огромную церковь с двумя башнями, напоминающими пивные кружки, обступили со всех сторон дома, поэтому глаз не может ухватить ее всю разом. Фрауэнкирхе — это символ города, самый высокий собор в стиле поздней готики, который поражает своими размерами. Внутрь мы решили зайти на следующий день. От собора мы сделали небольшой крюк к зданию Национального театра, которое ночью выглядело не впечатляюще, и вышли на главную площадь — Мариенплатц (Marienplatz).

Михаэльскирхе
Фрауэнкирхе
Национальный театр Мюнхена

Мариенплатц считается сердцем города. На ней стоит колонна Девы Марии, изящная Новая ратуша с северной стороны и строгая Старая ратуша с восточной. Новая ратуша, что удивительно, выглядит старше Старой, хотя она была построена только в конце 19 века в неоготическом стиле.

Новая ратуша
Старая ратуша

C площади через вы пошли к Церкви Св. Духа (Heilig-Geist-Kirche) и какими-то неведомыми тропами стали прокладывать дорогу домой. В прочем, это не было проблемой, по Мюнхену приятно как раз просто прогуливаться, попутно замечая интересные объекты. Так мы нашли железного человека, импровизированный мемориал Майклу Джексону у памятника композитору Роланду де Лоттре, увидели зайца в Старом ботаническом саду и полюбовались на здание Областного суда.

Церковь Святого Духа
Мемориал Майклу Джексону

Еще когда мы были в Москве, прогнозировали теплую погоду, но уже вечером 1 сентября температура упала до 12 градусов, и лишь слегка поднималась к обеду. Окончательно замерзнув, мы взяли кофе в Coffee-Fellows и вернулись в теплый отель.

В путешествиях у меня есть три основных правила: рано вставать, есть по возможности только местные блюда и тщательно планировать. Поэтому встали мы достаточно рано, когда улицы еще не наводнили лениво прогуливающиеся туристы, и сразу пошли по намеченной программе.

По знакомому маршруту мы пошли к Нойхаузерштрассе мимо Карштадта и фонтана на площади перед ним. Мы прошли через Карловы ворота, прошли мимо фонтана Рихарда Штрауса и пришли прямо к церкви Св. Михаила. Это иезуитская церковь, которая была центром контрреформации. Во время войны церковь сильно пострадала, но была восстановлена. Между двумя входами в церковь стоит бронзовая статуя, изображающая Архангела Михаила, побеждающего демона.

Площадь у Карштадта
Михаэльскирхе

Дальше по улице находится музей охоты и рыболовства (Deutsches Jagd- Und Fischereimuseum), у входа в который стоит скульптура кабана и сома. У музея мы свернули налево и вышли к Фрауэнкирхе.

Собор Пресвятой Девы Марии возвышается над городом. В Мюнхене запрещено строить здания выше 99-метровых башен собора в виде луковиц. В архитектуре Фрауэнкирхе есть одна особенность — от входа не видно ни одного окна, все они заслонены колоннами. Существует легенда, согласно которой архитектор заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал строительству. Дьяволу было обещано не строить в соборе окна. Архитектор заявил, что церковь и правда без окон, и дьявол от ярости так топнул ногой, что остался черный след (у входа в собор).

От Фрауэнкирхе мы отправились к одной из главных целей поездки — Театинеркирхе мимо Фельдхеррнхалле. Церковь Святого Каетана в Мюнхене — это театинская церковь в стиле итальянского позднего барокко, вдохновленнная Базиликой Сант-Андреа-делла-Валле в Риме. Ее фасад на тот момент реставрировали. Но самое главное — это внутреннее убранство церкви. Она белоснежная, удивительно изящная и легкая, как будто вылепленная из зефира. Ее архитектура влюбляет в себя мгновенно! На сегодняшний день я считаю ее самой прекрасной церковью из всех мной увиденных. И даже ее прообраз Сант-Андреа-делла-Валле не смог ее затмить.

Фельдхеррнхалле (эта маленькая фигурка — я)
Театинеркирхе

На другой стороне Одеонсплатц находится Мюнхенская резиденция — историческая резиденция герцогов, курфюрстов и королей. Это внушительный по размерам дворец, в котором сейчас располагается музей и сокровищница. Без колебаний мы пошли туда и провели около двух часов, гуляя по ней. Внутри можно посмотреть на роскошные интерьеры дворца и уникальные экспонаты. Особенно нас впечатлил Грот, выложенный из ракушек, идеально подогнанных по форме и размеру. К тому же там очень мило компостируют билетики.

К 11 часам мы пришли на Мариенплатц, чтобы посмотреть на бой часов Ратуши. К тому времени там уже скопилось много людей. Мы заняли место около Рыбного фонтана (Fischbrunnen). Существует примета: если опустить в фонтан пустой кошелек, то весь год вас будет ждать финансовое благополучие. Мы этого делать не стали.

Следующей точкой маршрута стала Церковь Святого Духа, стоящая прямо за Церковью Святого Петра (самым старым храмом города). Эта церковь — само воплощение изящности. Под ее потолком подвешены сотни бумажных журавликов. В ней очень светло и просторно.

От Церкви Святого духа мы пошли на Виктуалиенмаркт (Viktualienmarkt) — продовольственный рынок в центре города. Эта рыночная площадь появилась здесь в 19 веке и сохранилась до сих пор. Продукты на рынке дорогие, но перекусить булочкой с сосиской всегда можно. И заодно голубей покормить. Была представлена даже украинская кухня и Borschtsch.

Подкрепившись немного, мы пошли в Азамкирхе или Церкви Святого Иоанна Непомука. Она была сооружена братьями Азам и выполнена в стиле барокко. Она совсем небольшая снаружи, а внутри создает впечатление, что всего слишком много. Первая ассоциация, возникающая с ней — Иезуитенкирхе в Вене.

По улице Sendlinger Straße мы вышли к Зендлингским воротам — южному выходу из Старого города. Оттуда общественным транспортом мы доехали до Немецкого музея.

Немецкий музей в Мюнхене — это самый крупный музей естествознания и техники в мире. Чтобы его полностью осмотреть не хватит, наверное, и дня. В нем представлены более 50 отраслей наук, всевозможные машины и техника. А самое интересное — музей интерактивный, что интересно не только детям. Еще там очень тепло. Вход около 7 евро.

В музее мы провели около четырех часов, последний залы уже лишь устало обводя взглядом, так как ноги ели волочились. Было очень интересно! Экспозиции музея рассказывают практически обо всем. Но в отличие от Берлинского технического музея здесь не представлены поезда. Но на них бы и так не осталось уже сил.

Обессиленные, мы вернулись в центр города, где нас ждал ужин в легендарном Хофбройхаузе (Hofbräuhaus). Это большой пивной ресторан, распахнувший свои двери в далеком 1607 году как придворная пивоварня. С тех пор его посетили Моцарт, принцесса Сиси, Ленин и многие другие известные личности. Сегодня они предлагают блюда немецкой кухни по приятным ценам и отменное фирменное пиво. Особенно нам понравился десерт “Домашний Дампфнудель”, который мы больше нигде так и не встретили. К слову, порции в немецких ресторанах всегда щедрые, а пива наливают минимум литр.

На следющий день у нас была запланирована поездка в замки Нойшванштайн (Neuschwanstein) и Хоэншвангау (Hoenschwangau). Поэтому мы встали пораньше и сразу пошли на главный вокзал. У нас был баварский билет, по которому мы могли доехать до Швангау и обратно и сделать любое количество пересадок (про него ниже). Добраться до замков несложно. Нужно с главного вокзала (Hauptbahnhof) доехать на поезде до станции Füssen. В Фюссене нужно пересесть на поезд до Buhloe. Оттуда ездят автобусы до Швангау (по баварскому билету бесплатно). Заблудиться трудно: нужно лишь всегда следовать за толпой туристов.

И вот уже виднеются замки! Мы взяли билет на осмотр двух замков за 23 евро на каждого. На билете написано время посещения замка. Первым мы пошли осматривать Хоэншвангау. Замок был построен на месте крепости 12 века будущим королем Баварии Максимиллианом II. Этот замок был жилым, что можно сразу понять по потертостям на креслах и прочим следам присутствия жильцов.

Пока мы ожидали своей очереди снаружи замка, я любуясь местными пейзажами, сказала: «Из меня бы вышла неплохая немецкая фрау!» И Юра сделал это фото. Конечно, тогда мы еще не знали, что уже через полтора года переедем в Германию. Но что-то в этой стране нас уже тянуло.

Внутреннее убранство замка не менее величественно. Под рассказы аудиогида очень легко представить себе, как здесь жили баварские короли, как играл Вагнер и проводились праздничные пиршества.

По дороге вниз от замка мы захотели прогуляться в лес в сторону озера. Юра даже нашел какой-то гриб (по его уверениям даже съедобный). Вода в озере кристально чистая, по нему плавают лебеди, а в водной глади отражаются горы, поросшие темно-зеленым лесом. Красота!

К Нойшванштайну мы поехали на автобусе, который привез нас прямо к Marienbrücke — мосту Марии через ущелье. Пройти по деревяному мосту среди толпы туристов — не для трусливых. Но именно отсюда лучше всего видно весь замок. Я изо всех сил вцепилась в телефон, чтобы не выронить его в поток бурлящей под нами реки. Словами мои эмоции очень сложно описать. Это сбылась моя детская мечта — увидеть Нойшванштайн! И все в этом замке казалось настолько знакомым (конечно, столько раз я разглядывала его на деталях пазла)!

Нойшванштайн был построен по приказу короля Людвига II. Его строительство началось в середине 19 века, длилось 17 лет и так и не было закончено. Это должен был быть сказочный лебединый замок, восхваляющий традиции прошлого. Короля признали безумным и отстранили от власти. В 1886 году тело короля было найдено в Штарнбергском озере. Строительство замка было остановлено, но он все равно поражает своей красотой. Удивляет все, начиная с кухонной утвари и кулинарных форм в форме лебедей, заканчивая невероятно реалистичным гротом и шикарным убранством. С балкона замка открывается чарующий вид на Швангау и Хоэншвангау.

В Мюнхен мы вернулись уже вечером, полные новых впечатлений и окончательно полюбившие в Баварию.

Завершили день мы сытным ужином в ресторане Augustiner. После мы пошли прогуляться по Английскому саду, крупному городскому парку, но было уже очень темно.

Утром следующего дня мы поехали в Нимфенбург, барочный дворец 17 века. Это один из самых больших дворцов Европы с огромным прилегающим парком. С утра там особенно тихо и спокойна, а над водой простирает легкий туман. Мы с удовольствием прогулялись по территории дворца и посетили музей фарфора и конюшни (Marstallmuseum). В музее фарфора представлены самые разнообразные и самые прекрасные изделия из фарфора, которым так славится Бавария. В музее карет собрана удивительная коллекция разных экипажей. Такие роскошные кареты даже трогать страшно!

После посещения Нимфенбурга у нас оставалось еще время, и мы решали поехать ли нам в Олимпийскую деревню или вернуться в центр и пообедать. Дилемму решили подбрасыванием монетки. Когда нам выпал «обед», мы с облегчением вздохнули. И хотя нам очень хотелось еще многое посмотреть в городе, сил уже оставалось совсем немного. Да и погода никак не собиралась теплеть. Даже купленные накануне толстые колготки не спасали от холода.

Мы приехали на уже хорошо нам знакомую Мариенплатц и выбрали для обеда ресторан Cafe am Marienplatz. Там у нас было время подписать открытки, напоследок выпить вкуснейшего немецкого пива и поесть настоящих сосисок.

После обеда мы забрали вещи из отеля и перед самолетом в Рим решили «подготовить» себя к Италии джелато. По дороге на вокзал мы заглянули в Amorino, где нам сделали обалденно вкусное джелато в форме розочки. Город совсем не хотел нас отпускать. Особенно тяжело было осознавать, что столько еще мы не успели увидеть в Мюнхене.

На самолет тем днем мы благополучно опоздали, прибежав за 15 минут до взлета на регистрацию, поэтому уезжали с главного вокзала ночным поездом с пересадкой в Венеции. Но даже это не смогло испортить наши впечатления от поездки! Или это был какой-то знак свыше, что нам не стоит ехать в Рим? В любом случае, Бавария навсегда в наших сердцах!

Полезная информация

1. Билеты на самолеты мы всегда ищем через Skyscanner.
  2. Отель Luitpold 3*. У отеля отличное расположение. Несмотря на близость к вокзалу, там очень тихо. Номера чистые и уютные, завтраки сытные. Рядом с магазином есть продуктовый Rewe и торговая улица. За свои деньги это отличный вариант.
  3. Баварский билет. Баварский билет действует на всех видах транспорта в Баварии на целый день без ограничения количества пересадок. На двоих билет стоит 27 евро. Купить можно здесь.
  4. Городской транспорт. Основные достопримечательности располагаются в историческом центре города, до них можно дойти пешком. Выгоднее всего покупать билеты на одну поездку (2,70 евро). Для навигации с указанием видом транспорта и пересадок можно использовать официальное приложение или Google Maps.
  5. Самый лучший путеводитель по Мюнхену от Арриво.

Добро пожаловать в мир limpossible_travel! Только вы решаете, что для вас impossible ;-)

Irina Lim

Заметки о путешествиях. Воспоминания меркнут, фото теряются, а блог — вечное напоминание о них!